Редакция от 13 дек 2021
РППС должна обеспечивать реализацию образовательных программ для всех групп детского сада (п. 3.3.3 ФГОС ДО). РППС не может сводиться только к игрушкам.
При проектировании РППС учитывайте факторы возрастной группы: индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности детей, возрастные и гендерные особенности. В таблице смотрите основные требования ФГОС ДО к РППС.
Чтобы организовать РППС в младшей группе, учитывайте следующие санитарные правила:
Групповые ячейки размещаются не выше третьего этажа (п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20). В игровых, спальнях и учебных кабинетах группы поддерживайте естественный уровень освещения (п. 2.8.2 СП 2.4.3648-20). Ниже смотрите нормы естественного освещения по СанПиН (таблица 5.54 СанПиН 1.2.3685-21).
Поручите ответственным за обслуживание здания поддерживать оптимальные параметры микроклимата в игровых комнатах и помещениях для занятий в соответствии с СанПиН. В таблице смотрите допустимые величины параметров микроклимата в группе (таблица 5.34 СанПиН 1.2.3685-21).
Цветовое оформление комнат должно вызывать у детей позитивные эмоции и познавательные интересы. Декор стен можно сделать, используя изображения животных, птиц и героев мультфильмов. Такой дизайн стен способствует развитию фантазии и воображения.
Используйте декоративные элементы в меру. Их площадь не должна превышать 25 процентов от общей площади поверхности стен (п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).
Мебель в группе не должна мешать активности и общению детей. Чтобы ребенок мог беспрепятственно располагаться в игровой комнате, площадь на одного ребенка должна быть не менее 2,5 кв. м (таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). В таблице смотрите требования к площади остальных помещений и параметрам мебели на одного ребенка.
Параметры ученической мебели в групповой комнате
Количество детей в группе зависит от направленности обучения: общеразвивающая, компенсирующая или комбинированная. Группы общеразвивающей направленности комплектуют по возрасту детей исходя из площади помещений, а также требований к параметрам и расстановке кроватей. О том, как комплектовать группы компенсирующей и комбинирующей направленности, читайте в рекомендации.
Чтобы систематизировать все требования к развивающей среде детского сада, разработайте сводную таблицу основных требований к РППС в возрастных группах. Раздайте таблицу требований воспитателям для самоаудита в группе, а также используйте для проведения контрольных мероприятий развивающей среды групп в детском саду. Воспользуйтесь готовым образцом.
На четвертом году жизни дети начинают активно подражать взрослым. Поэтому вам необходимо оборудовать в группе трансформируемые уголки для сюжетно-ролевых игр: магазин, больницу, почту, уголок ПДД, уголок пожарных.
Также вам нужно обеспечить воспитанников игровыми наборами и оборудовать зону переодевания, в которой дети смогут примерять на себя различные образы. Предусмотрите место для детской экспериментальной деятельности.
Окружающие предметы воспитанников 3–4 лет должны быть соразмерны их росту, длине рук и физиологическим возможностям. Форма и дизайн предметов должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
Представьте цветовую палитру младшей группы теплыми, пастельными тонами. Игровую комнату оформите в одной цветовой гамме: желтой, зеленой, голубой.
При создании развивающего пространства в помещении младшей группы учитывайте ведущую роль игровой деятельности. Воспитанники должны иметь возможность достать любую игрушку, игру, книгу, конструктор. Поэтому располагайте их на открытых полках.
Предоставьте воспитанникам игрушки крупного размера – чаще всего они являются любимыми у детей этого возраста. Также они наиболее безопасны в игре.
Дети младшей группы уже могут самостоятельно передавать несложный сюжет, пользоваться предметами-заместителями, имеют любимые игры и игрушки. В примере смотрите примерный список необходимых материалов для игрового центра.
Чтобы помочь воспитателям конструировать и наполнять развивающую среду, порекомендуйте оформить паспорт РППС. В него внесите перечень игровых пособий и оборудования. Паспорт педагоги могут использовать для самоаудита, чтобы проверить, какие объекты среды есть у них в группе, а какие – отсутствуют.
Требований по оформлению паспорта нет. Педагоги возрастных групп разрабатывают его самостоятельно. Воспользуйтесь готовым образцом паспорта РППС 2-й младшей группы.
В образце наименование и количество игрушек в паспортах указано с учетом методических рекомендаций по организации РППС, разработанных специалистами ФИРО. При использовании образца заполняйте по факту наличия игрового материала и оборудования.