Как организовать РППС в младшей группе

Воспитанники 3–4 лет уже умеют гордиться успехами своих действий, критически оценивать результаты своего труда, а также воспринимать предмет без попытки его обследовать. В рекомендации – как организовать РППС с учетом особенностей воспитанников 3—4 лет: какие требования выполнить, как зонировать помещение и подобрать игрушки для игрового центра. А также готовый образец паспорта РППС.

Какие требования ФГОС соблюдать

РППС должна обеспечивать реализацию образовательных программ для всех групп детского сада (п. 3.3.3 ФГОС ДО). РППС не может сводиться только к игрушкам.

При проектировании РППС учитывайте факторы возрастной группы: индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности детей, возрастные и гендерные особенности. В таблице смотрите основные требования ФГОС ДО к РППС.

 

Пример

Требования ФГОС ДО к наполнению РППС

ТребованиеСодержание

Насыщенность

Развивающая среда группы должна включать в себя средства воспитания и обучения, в том числе технические. Также РППС должна быть оснащена игровыми материалами, спортивным инвентарем и оздоровительным оборудованием. Это активизирует детей и дает им доступ к экспериментированию с материалами.

РППС должна обеспечивать:

  • условия для двигательной активности, в том числе развития крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей

Трансформируемость

РППС группы должна трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей воспитанников

Полифункциональность

Для детской активности развивающая среда должна включать в себя детскую мебель, мягкие модули, ширмы и маты. Также среди полифункциональных предметов могут быть природные материалы, которые пригодны для разных видов активностей

Вариативность

Развивающая среда предоставляет детям свободный выбор пространств, игрушек, оборудования и других материалов, которые стимулируют различные виды активностей

Доступность

РППС предоставляет воспитанникам, в том числе детям с ОВЗ, свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности

Безопасность

Все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности

Скачать таблицу  

Какие санитарные требования соблюдать

Чтобы организовать РППС в младшей группе, учитывайте следующие санитарные правила:

  • освещение и температуру;
  • цветовую отделку;
  • параметры мебели;
  • количество детей.

Групповые ячейки размещаются не выше третьего этажа (п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20). В игровых, спальнях и учебных кабинетах группы поддерживайте естественный уровень освещения (п. 2.8.2 СП 2.4.3648-20). Ниже смотрите нормы естественного освещения по СанПиН (таблица 5.54 СанПиН 1.2.3685-21).

Пример

Нормы естественного освещения в группе

Помещение

Естественное освещение
(коэффициент естественного освещения, %)

При верхнем или комбинированном освещенииПри боковом освещении

Групповая, игровая комната, помещения для занятий детей до 7 лет

не менее 4,0

не менее 1,5

Поручите ответственным за обслуживание здания поддерживать оптимальные параметры микроклимата в игровых комнатах и помещениях для занятий в соответствии с СанПиН. В таблице смотрите допустимые величины параметров микроклимата в группе (таблица 5.34 СанПиН 1.2.3685-21).

Пример

Допустимые величины параметров микроклимата в группе

Помещение

Допустимая температура воздуха (°С)

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с
(не более)

Групповая, игровая комната, помещения для занятий для детей до 7 лет

21–2440–600,1

Цветовое оформление комнат должно вызывать у детей позитивные эмоции и познавательные интересы. Декор стен можно сделать, используя изображения животных, птиц и героев мультфильмов. Такой дизайн стен способствует развитию фантазии и воображения.

Используйте декоративные элементы в меру. Их площадь не должна превышать 25 процентов от общей площади поверхности стен (п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).

Мебель в группе не должна мешать активности и общению детей. Чтобы ребенок мог беспрепятственно располагаться в игровой комнате, площадь на одного ребенка должна быть не менее 2,5 кв. м (таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). В таблице смотрите требования к площади остальных помещений и параметрам мебели на одного ребенка.

Пример

Требования к площади помещений и параметрам мебели на одного ребенка

Возраст

Площадь спальни,
кв. м

Площадь групповой (игровой),
кв. м

Параметры кровати

Требования
к расстановке кроватей

До 7 лет

2

2

140 см — длина
60 см — ширина

60 см — расстояние от наружных стен
20 см — расстояние от отопительных приборов
50 см — ширина между проходами
30 см — ширина между изголовьями кроватей

Параметры ученической мебели в групповой комнате

ВозрастРост (см)Вид мебелиНомер мебелиВысота рабочей плоскости (см)
До 7 лет85—100стол0Высота до крышки стола — 40
стул0Высота стула — 22

1000—1150

стул

1

Высота стула — 26
стол1Высота до крышки стола — 46

1150—1300

стул2Высота стула — 30
стол2Высота до крышки стола — 52

1300—1450

стул3Высота стула — 34
стол3Высота до крышки стола — 58

1450—1600

стул4Высота стула — 38
стол4Высота до крышки стола — 64

Скачать таблицу  

Количество детей в группе зависит от направленности обучения: общеразвивающая, компенсирующая или комбинированная. Группы общеразвивающей направленности комплектуют по возрасту детей исходя из площади помещений, а также требований к параметрам и расстановке кроватей. О том, как комплектовать группы компенсирующей и комбинирующей направленности, читайте в рекомендации.

Чтобы систематизировать все требования к развивающей среде детского сада, разработайте сводную таблицу основных требований к РППС в возрастных группах. Раздайте таблицу требований воспитателям для самоаудита в группе, а также используйте для проведения контрольных мероприятий развивающей среды групп в детском саду. Воспользуйтесь готовым образцом.

Как зонировать

На четвертом году жизни дети начинают активно подражать взрослым. Поэтому вам необходимо оборудовать в группе трансформируемые уголки для сюжетно-ролевых игр: магазин, больницу, почту, уголок ПДД, уголок пожарных.

Также вам нужно обеспечить воспитанников игровыми наборами и оборудовать зону переодевания, в которой дети смогут примерять на себя различные образы. Предусмотрите место для детской экспериментальной деятельности.

Окружающие предметы воспитанников 3–4 лет должны быть соразмерны их росту, длине рук и физиологическим возможностям. Форма и дизайн предметов должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Представьте цветовую палитру младшей группы теплыми, пастельными тонами. Игровую комнату оформите в одной цветовой гамме: желтой, зеленой, голубой.

Совет

Учитывайте закономерности психического развития детей 3–4 лет, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

Как организовать игровой центр

При создании развивающего пространства в помещении младшей группы учитывайте ведущую роль игровой деятельности. Воспитанники должны иметь возможность достать любую игрушку, игру, книгу, конструктор. Поэтому располагайте их на открытых полках.

Предоставьте воспитанникам игрушки крупного размера – чаще всего они являются любимыми у детей этого возраста. Также они наиболее безопасны в игре.

Дети младшей группы уже могут самостоятельно передавать несложный сюжет, пользоваться предметами-заместителями, имеют любимые игры и игрушки. В примере смотрите примерный список необходимых материалов для игрового центра.

Пример

Примерный перечень игрушек для игрового центра младшей группы

  1. Детская кухня.
  2. Стол — 1 штука.
  3. Стульчики — 2 штуки.
  4. Набор посуды (чайной, столовой) — по 1 набору.
  5. Утюги — 3 штуки.
  6. Куклы — 6 штук.
  7. Коляска — 3 штуки.
  8. Детская кроватка — 2 штуки.
  9. Набор «Парикмахерская» — 1 набор.
  10. Набор «Доктор» — 1 набор.
  11. Набор «Магазин» — 1 набор.
  12. «Лего» – конструктор разной величины — 2 набора.
  13. Строительные кубики разного размера — 2 набора.
  14. Инструменты — 1 набор.
  15. Дорожные знаки — 1 набор.
  16. Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки).
  17. Кукольный уголок: стол, стулья, сервиз столовой и чайной посуды, телефон, куклы пластмассовые и мягконабивные, куклы-голыши, коляски, кроватки для кукол, кухня.
  18. Парикмахерская: стол, зеркало, игрушечный набор для парикмахерской: расчески, резинки, заколки, накидка, бигуди, наборы баночек из-под кремов и шампуней, машинка для стрижки волос.
  19. Магазин: весы, баночки, бутылочки, набор продуктов, овощей, фруктов, сумочки, корзиночки, тележка.
  20. Больница: набор медицинских принадлежностей, халат.
  21. Одежда для ряжений (для одевания) — штаны, платья, накидки, фартучки, косынки, пилотки.

Скачать список

Как оформить паспорт РППС

Чтобы помочь воспитателям конструировать и наполнять развивающую среду, порекомендуйте оформить паспорт РППС. В него внесите перечень игровых пособий и оборудования. Паспорт педагоги могут использовать для самоаудита, чтобы проверить, какие объекты среды есть у них в группе, а какие – отсутствуют.

Требований по оформлению паспорта нет. Педагоги возрастных групп разрабатывают его самостоятельно. Воспользуйтесь готовым образцом паспорта РППС 2-й младшей группы.

В образце наименование и количество игрушек в паспортах указано с учетом методических рекомендаций по организации РППС, разработанных специалистами ФИРО. При использовании образца заполняйте по факту наличия игрового материала и оборудования.