Редакция от 16 дек 2021
РППС должна обеспечивать реализацию образовательных программ для всех групп детского сада (п.3.3.3 ФГОС ДО). РППС не может сводиться только к игрушкам. Предметный мир раннего детства – это вся окружающая обстановка вокруг ребенка: мебель, цветовое и акустическое оформление группы, зонирование. В таблице смотрите основные требования ФГОС ДО к РППС.
Чтобы организовать РППС групп раннего возраста, учитывайте следующие санитарные правила:
Разместите группы детей до трех лет на первом этаже (п.3.1.3 СП 2.4.3648-20). В игровых, спальнях и учебных кабинетах группы поддерживайте естественный уровень освещения (п.2.8.2 СП 2.4.3648-20). Ниже смотрите нормы естественного освещения по СанПин (табл. 5.54 СанПин1.2.3685-21).
Поручите ответственным за обслуживание здания поддерживать оптимальные параметры микроклимата в игровых комнатах и помещениях для занятий в соответствии с СанПиН. В таблице смотрите допустимые величины параметров микроклимата в группе (табл. 5.34 СанПин1.2.3685-21).
Цветовое оформление комнат должно вызывать у малышей позитивные эмоции и познавательные интересы. Разместите детские рисунки или картинки с пейзажами, животными на уровне роста малышей. Используйте декоративные элементы в меру. Их площадь расположения не должна превышать 25 процентов от общей площади поверхности стен (п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).
Мебель в группе не должна мешать активности и общению детей. Чтобы малыш мог беспрепятственно ходить, ползать и бегать, площадь игровой комнаты на одного ребенка должна быть не менее 2,5 кв.м (табл. 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). В таблице смотрите требования к площади остальных помещений и параметрам мебели на одного ребенка.
Количество детей в ясельной группе зависит от направленности обучения: общеразвивающая, компенсирующая или комбинированная. Группы общеразвивающей направленности комплектуют по возрасту детей, исходя из площади помещений, а также требований к параметрам и расстановке кроватей. О том, как комплектовать группы компенсирующей и комбинирующей направленности читайте в рекомендации
Чтобы дети смогли одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, зонируйте группу. Используйте перегородки с ячейками, нишами. Разделите зону сюжетных игр от зоны подвижных, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. Так каждый ребенок сможет выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить интерес к нему.
Расположите зоны в группе так, чтобы они плавно переходили из одной деятельности в другую. Например, зону для игр со строительными материалами рядом с сюжетной зоной: ребенок сможет взять кубики и построить дом или дорожку для игры с куклой.
В каждой зоне добавляйте новые предметы, игры и игрушки, которые стимулируют двигательную и познавательную активность малышей, развивают их игровую деятельность. Не перегружайте группу – игрушек в зонах не должно быть слишком много.
Также обновляйте в группе отдельные элементы, чтобы привлечь внимание малышей. Если кто-то из родителей владеет художественными техниками, попросите подготовить панно или оригами. В таблице смотрите какие зоны организовать в группе раннего развития.
На рисунке ниже смотрите, как разместить зоны в группе раннего развития. Кликайте на черные точки , чтобы прочитать комментарии к схеме. Чтобы прослушать дополнительную рекомендацию по оформлению отдельных зон, кликайте на значок «аудио».
Рисунок-схема. Что должно быть в группе раннего возраста
Располагайте уголок уединения там, где это будет удобно детям. Для этого проанализируйте расположение предметов в комнате. Не располагайте уголок на месте прохода, в центре комнаты и рядом с местом активных игр.
Для групп раннего возраста воспитатель подбирает игрушки с учетом возраста детей. Также он распределяет игрушки для познавательно-исследовательской и игровой деятельности.
Чтобы развить речь воспитанников, воспитатель использует наглядно-образный материал, Это могут быть книжки с сюжетными картинками: сборник потешек, стишков, рассказов.
Также воспитатель подбирает тематические картинки с изображениями одежды, посуды или мебели. На занятиях он просит детей описать предметы из картинок, рассказать какого они цвета или формы. Еще воспитатель применяет на практике аудиоматерилы с записями детских песен и сказок.
Игрушки познавательно-исследовательской деятельности формируют речь, внимание и мышление ребенка. Порекомендуйте воспитателю подобрать для детей две группы материалов исследования: игрушки для предметной деятельности и детского экспериментирования. Основные их качества – наглядность и привлекательность. Такие игрушки побуждают ребенка поиграть с ними.
С помощью игрушек предметной деятельности ребенок учится выделять признаки предмета, его формы и размеры. Это игрушки-каталки, игрушки-тренажеры или подручный материал. Игрушки для экспериментирования помогают ребенку различать характер движения предметов, их звучание и взаимодействие между собой. Например, пластиковый набор фигурок рыб, черепашек или корабликов для игр с водой. Проследите, чтобы воспитатель контролировал такие игры ребенка и не позволял детям пробовать все на вкус.
Игрушки игровой деятельности – основа для сюжетной и ролевой игры. Основные материалы игровой деятельности:
Еще в сюжетных и ролевых играх малыши используют образные игрушки: куклы, фигурки животных, персонажи детских сказок. Посоветуйте воспитателю при подборе образных игрушек опираться на два критерия: характер и образ игрушек, а также техническая оснащенность.
Ребенок бессознательно принимает на себя выражение лица, позу и характер игрушки. Чтобы образные игрушки стали предметом игры и направляли игровые действия ребенка, они должны быть реалистичны, узнаваемы и соответствовать возрасту. К примеру куклы, воспитателю следует выбирать с обликом ребенка, а не подростка или взрослого. Такие куклы помогают ребенку воссоздать события из своей жизни: поиграть пассажирами в автобусе или пациентами у доктора.
Также к сюжетно-ролевым играм дошкольников воспитатель подбирает неоформленный природный материал, например, шишки, камешки или ракушки. Такие предметы-заменители стимулируют воображение детей и развивает мелкую моторику
В группах раннего развития не стоит размещать игрушки, которые содержат механизмы движения. Они отвлекают ребенка от смысла игровой деятельности – создания воображаемой ситуации. Такие игрушки навязывают ребенку способ действия, лишают его инициативности.
Ниже смотрите характеристики игрушек и материалов для разных видов деятельности детей раннего возраста.