Как организовать РППС в группах раннего развития

Елена Смирнова, профессор, д-р психол. наук, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ

Среда в группах раннего возраста должна учитывать особенности детей на этом этапе развития: ситуативность, интерес к предметам, повышенную двигательную активность. В рекомендации – основные требования к оформлению и наполнению групповых помещений. Также есть список с характеристиками игрушек и материалов для разных видов деятельности детей.

Какие требования ФГОС ДО соблюдать в яслях  

РППС должна обеспечивать реализацию образовательных программ для всех групп детского сада (п.3.3.3 ФГОС ДО). РППС не может сводиться только к игрушкам. Предметный мир раннего детства – это вся окружающая обстановка вокруг ребенка: мебель, цветовое и акустическое оформление группы, зонирование.  В таблице смотрите основные требования ФГОС ДО к РППС. 

Пример

Требования ФГОС ДО к наполнению РППС

ТребованиеСодержание

Насыщенность

Развивающая среда группы должна включать в себя средства воспитания и обучения, в том числе технические. Также РППС должна быть оснащена игровыми материалами, спортивным инвентарем и оздоровительным оборудованием. Это активизирует детей и дает им доступ к экспериментированию с материалами.

РППС должна обеспечивать:

  • условия для двигательной активности, в том числе развития крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей

Трансформируемость

РППС группы должна трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей воспитанников

Полифункциональность

Для детской активности, развивающая среда должна включать в себя детскую мебель, мягкие модули, ширмы и маты. Также среди полифункциональных предметов могут быть природные материалы, которые пригодны для разных видов активностей

Вариативность

Развивающая среда предоставляет детям свободный выбор пространств, игрушек, оборудования и других материалов, которые стимулируют различные виды активностей

Доступность

РППС предоставляет воспитанникам, в том числе детям с ОВЗ, свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности

Безопасность

Все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности

Какие санитарные требования соблюдать в группе

Чтобы организовать РППС групп раннего возраста, учитывайте следующие санитарные правила:

Разместите группы детей до трех лет на первом этаже (п.3.1.3 СП 2.4.3648-20). В игровых, спальнях и учебных кабинетах группы поддерживайте естественный уровень освещения (п.2.8.2 СП 2.4.3648-20). Ниже смотрите нормы естественного освещения по СанПин  (табл. 5.54 СанПин1.2.3685-21).

Пример

Нормы естественного освещения в группе 

Помещение

Естественное освещение
(коэффициент естественного освещения, %)

При верхнем или комбинированном освещенииПри боковом освещении

Групповая, игровая комната, помещения для занятий для детей до 7-ми лет

не менее 4,0

не менее 1.5

Поручите ответственным за обслуживание здания поддерживать оптимальные параметры микроклимата в игровых комнатах и помещениях для занятий в соответствии с СанПиН. В таблице смотрите допустимые величины параметров микроклимата в группе (табл. 5.34 СанПин1.2.3685-21).

Пример

Допустимые величины параметров микроклимата в группе

Помещение

Допустимая температура воздуха (°С)

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с
(не более)

Групповая, игровая комната, помещения для занятий до 3-х лет

22-24

40-60

0,1

Цветовое оформление комнат должно вызывать у малышей позитивные эмоции и познавательные интересы. Разместите детские рисунки или картинки с пейзажами, животными на уровне роста малышей. Используйте декоративные элементы в меру. Их площадь расположения не должна превышать 25 процентов от общей площади поверхности стен (п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).

Мебель в группе не должна мешать активности и общению детей. Чтобы малыш мог беспрепятственно ходить, ползать и бегать, площадь игровой комнаты на одного ребенка должна быть не менее 2,5 кв.м (табл. 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). В таблице смотрите  требования к площади остальных помещений и параметрам мебели на одного ребенка. 

Пример

Требования к площади помещений и параметрам мебели на одного ребенка

Возраст

Площадь спальни,
кв. м

Площадь групповой (игровой),
кв. м

Параметры кровати

Требования
к расстановке кроватей

До 3-х лет

1,8

2,5

120 см – длина
60 см – ширина

60 см – расстояние от наружных стен
20 см – расстояние от отопительных приборов
50 см – ширина между проходами
30 см – ширина между изголовьями кроватей

Параметры детской мебели в групповой комнате

ВозрастРост (см.)Вид мебелиНомер мебелиВысота рабочей плоскости (см)
До 3-х летдо 85стол00Высота до крышки стола – 34
стул00Высота сиденья – 18
85 – 100стол0Высота до крышки стола – 40
стул0Высота стула – 22

Количество детей в ясельной группе зависит от направленности обучения: общеразвивающая, компенсирующая или комбинированная. Группы общеразвивающей направленности комплектуют по возрасту детей, исходя из площади помещений, а также требований к параметрам и расстановке кроватей. О том, как комплектовать группы компенсирующей и комбинирующей направленности читайте в рекомендации

Как зонировать группу

Чтобы дети смогли одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, зонируйте группу. Используйте перегородки с ячейками, нишами. Разделите зону сюжетных игр от зоны подвижных, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. Так каждый ребенок сможет выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить интерес к нему.

Расположите зоны в группе так, чтобы они плавно переходили из одной деятельности в другую. Например, зону для игр со строительными материалами рядом с сюжетной зоной: ребенок сможет взять кубики и построить дом или дорожку для игры с куклой.

В каждой зоне добавляйте новые предметы, игры и игрушки, которые стимулируют двигательную и познавательную активность малышей, развивают их игровую деятельность. Не перегружайте группу – игрушек в зонах не должно быть слишком много.

Также обновляйте в группе отдельные элементы, чтобы привлечь внимание малышей. Если кто-то из родителей владеет художественными техниками, попросите подготовить панно или оригами. В таблице смотрите какие зоны организовать в группе раннего развития.

Пример

Зоны в группе раннего развития

Зона группыСодержание

Подвижные игры

  • Мягкие модули, дорожки для ходьбы и бега, мини-маты, мячи, кегли;
  • материалы для развития мелкой и крупной моторики: застежки, шнуровки, пластиковые крючки

Сюжетные игры

  • Предметы ролевых действий: зеркальце, расчески, игрушечная посуда;
  • образные куклы и атрибуты роли: элементы костюмов кукол;
  • маркеры пространства: детская плита, ширма, кроватки;
  • игрушки для предметной деятельности: матрешки, пирамиды, коробки разных форм

Музыкальный уголок

Стеллаж с музыкальными инструментами: дудочки, рожки, свистульки, волчки, погремушки, барабан

Уголок уединения

Ширма для одного – двух детей

Изобразительная деятельность

Стол у окна с набором цветных карандашей, бумаги, акварели, кистей, емкости в с водой

Чтение и рассматривание иллюстраций

Материалы для развития речи: книги с картинками без слов

Прием пищи

Столы и стулья по количеству детей в группе, с учетом их роста

На рисунке ниже смотрите, как разместить зоны в группе раннего развития. Кликайте на черные точки , чтобы прочитать комментарии к схеме. Чтобы прослушать дополнительную рекомендацию по оформлению отдельных зон, кликайте на значок «аудио».

Рисунок-схема. Что должно быть в группе раннего возраста

Располагайте уголок уединения там, где это будет удобно детям. Для этого проанализируйте расположение предметов в комнате. Не располагайте уголок на месте прохода, в центре комнаты и рядом с местом активных игр.

Совет

Запретите воспитателям отправлять ребенка в уголок уединения за плохое поведение

Уголок уединения – место комфорта ребенка. Он не должен ассоциироваться с наказаниями. Поэтому отправлять в него за провинности нельзя.

Какие материалы подобрать для разных видов деятельности

Для групп раннего возраста воспитатель подбирает игрушки с учетом возраста детей. Также он распределяет игрушки для познавательно-исследовательской и игровой деятельности.

Какие материалы подобрать для развития речи

Чтобы развить речь воспитанников, воспитатель использует наглядно-образный материал, Это могут быть книжки с сюжетными картинками: сборник потешек, стишков, рассказов.
Также воспитатель подбирает тематические картинки с изображениями одежды, посуды или мебели. На занятиях он просит детей описать предметы из картинок, рассказать какого они цвета или формы. Еще воспитатель применяет на практике аудиоматерилы с записями детских песен и сказок. 

Какие  игрушки подобрать для познавательно-исследовательской деятельности

Игрушки познавательно-исследовательской деятельности формируют речь, внимание и мышление ребенка. Порекомендуйте воспитателю подобрать для детей две группы материалов исследования: игрушки для предметной деятельности и детского экспериментирования. Основные их качества – наглядность и привлекательность. Такие игрушки побуждают ребенка поиграть с ними.

С помощью игрушек предметной деятельности ребенок учится выделять признаки предмета, его формы и размеры. Это игрушки-каталки, игрушки-тренажеры или подручный материал. Игрушки для экспериментирования помогают ребенку различать характер движения предметов, их звучание и взаимодействие между собой. Например, пластиковый набор фигурок рыб, черепашек или корабликов для игр с водой. Проследите, чтобы воспитатель контролировал такие игры ребенка и не позволял детям пробовать все на вкус.

Какие игрушки подобрать для игровой деятельности

Игрушки игровой деятельности – основа для сюжетной и ролевой игры. Основные материалы игровой деятельности:

Еще в сюжетных и ролевых играх малыши используют образные игрушки: куклы, фигурки животных, персонажи детских сказок. Посоветуйте воспитателю при подборе образных игрушек опираться на два критерия: характер и образ игрушек, а также техническая оснащенность.   

Ребенок бессознательно принимает на себя выражение лица, позу и характер игрушки. Чтобы образные игрушки стали предметом игры и направляли игровые действия ребенка, они должны быть реалистичны, узнаваемы и соответствовать возрасту. К примеру куклы, воспитателю следует выбирать с обликом ребенка, а не подростка или взрослого. Такие куклы помогают ребенку воссоздать события из своей жизни: поиграть пассажирами в автобусе или пациентами у доктора.

Также к сюжетно-ролевым играм дошкольников воспитатель подбирает неоформленный природный материал, например, шишки, камешки или ракушки. Такие предметы-заменители стимулируют воображение детей и развивает мелкую моторику

В группах раннего развития не стоит размещать игрушки, которые содержат механизмы движения. Они отвлекают ребенка от смысла игровой деятельности – создания воображаемой ситуации. Такие игрушки навязывают ребенку способ действия, лишают его инициативности.

Ниже смотрите характеристики игрушек и материалов для разных видов деятельности детей раннего возраста.