Редакция от 22 дек 2021
РППС должна обеспечивать реализацию образовательных программ для всех групп детского сада (п. 3.3.3 ФГОС ДО). РППС не может сводиться только к игрушкам. При проектировании РППС учитывайте следующие факторы данного возраста: индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности, возрастные и гендерные особенности. В таблице смотрите основные требования ФГОС ДО к РППС.
Чтобы организовать РППС в средней группе, учитывайте следующие санитарные правила:
Групповые ячейки размещаются не выше третьего этажа (п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20). В игровых, спальнях и учебных кабинетах группы поддерживайте естественный уровень освещения (п. 2.8.2 СП 2.4.3648-20). Ниже смотрите нормы естественного освещения по СанПиН (таблица 5.54 СанПиН 1.2.3685-21).
Поручите ответственным за обслуживание здания поддерживать оптимальные параметры микроклимата в игровых комнатах и помещениях для занятий в соответствии с СанПиН. В таблице смотрите допустимые величины параметров микроклимата в группе (таблица 5.34 СанПиН 1.2.3685-21).
Цветовое оформление комнат должно вызывать у детей позитивные эмоции и познавательные интересы. Декор стен можно сделать, используя изображения животных, птиц и героев мультфильмов. Такой дизайн стен способствует развитию фантазии и воображения.
Используйте декоративные элементы в меру. Их площадь расположения не должна превышать 25 процентов от общей площади поверхности стен (п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).
Мебель в группе не должна мешать активности и общению детей. Чтобы ребенок мог беспрепятственно располагаться в игровой комнате, на одного ребенка должно приходиться не менее 2,5 кв. м (таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). В таблице смотрите требования к площади остальных помещений и параметрам мебели на одного ребенка.
Параметры ученической мебели в групповой комнате
Количество детей в группе зависит от направленности обучения: общеразвивающая, компенсирующая или комбинированная. Группы общеразвивающей направленности комплектуют по возрасту детей исходя из площади помещений, а также требований к параметрам и расстановке кроватей. О том, как комплектовать группы компенсирующей и комбинирующей направленности, читайте в отдельной рекомендации.
Чтобы систематизировать все требования к развивающей среде детского сада, разработайте сводную таблицу основных требований к РППС в возрастных группах. Раздайте таблицу основных требований воспитателям для самоаудита в группе, а также используйте для проведения контрольных мероприятий развивающей среды групп в детском саду. Воспользуйтесь готовым образцом.
Пространство средней группы включает книжный и математической уголок, календарь природы. Также вы можете создать физкультурную, музыкальную и театральную зоны. В оформлении группы могут принимать участие родители воспитанников.
Зонирование группы должно учитывать ведущие модальные каналы детей. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка должна быть заложена в каждой из зон.
Обязательный принцип зонирования средней группы – эстетичность и необычность пространства. Уголки должны притягивать ребенка, вызывать желание рассматривать их наполнение и выполнять действия, которые соответствуют их теме.
Учитывайте гендерные различия при проектировании зон
Для мальчиков – детали военной атрибутики, вооружение рыцарей, русских богатырей. Для развития творческого замысла девочек предусмотрите предметы женской одежды: кружевные накидки, банты, украшения.
Необходимо также обязательное обеспечение разделения мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной комнатах.
Основной вид деятельности детей 4—5 лет – игры, которые стали сложнее по сравнению с предыдущим периодом. В пространстве средней группы должны быть разнообразные объекты, которые обеспечат активность детей в разных видах деятельности и творчества.
Воспитанники средней группы могут играть с предметами, которые требуют большего внимания и терпения, чем в младших группах. Им подходят развивающие игры, в которых нужно построить сложные конструкции домиков, а также фигуры из конструктора.
Также в этом возрасте у детей развивается изобразительная деятельность, усложняется конструктивная деятельность: воспитанники много рисуют, делают постройки из различных конструкторов. Кроме того, они проявляют интерес к профессиональной деятельности взрослых, отражают в играх знания, которые получили в группе.
Предлагайте воспитанникам перевоплощаться в различных сказочных героев, в людей разных профессий и сказочных животных. Это обогащает их ежедневную игру.
Детям средней группы подходят ролевые игры, в которых присутствуют куклы и различные персонажи. Приобретайте кукольную мебель в среднюю группу разных размеров – для кукол разного роста, комплект для пупсиков и комплект крупной мебели, которые устанавливаются на пол игровой зоны. В примере смотрите виды игрушек для средней группы.
Чтобы помочь воспитателям конструировать и наполнять развивающую среду, порекомендуйте оформить паспорт РППС. В него внесите перечень игровых пособий и оборудования. Паспорт педагоги могут использовать для самоаудита, чтобы проверить, какие объекты среды есть у них в группе, а какие – отсутствуют.
Требований по оформлению паспорта нет. Педагоги разрабатывают его для возрастной группы самостоятельно. Воспользуйтесь готовым образцом паспорта РППС средней группы.
В образце наименование и количество игрушек указано с учетом методических рекомендаций по организации РППС, которые разработали специалисты ФИРО. Когда будете использовать образец, внесите в него количество игровые материалы и оборудование по факту наличия.