Как организовать РППС в средней группе

В среднем дошкольном возрасте возрастает подвижность детей, поэтому им требуется больше пространства и зон для игр и занятий. В рекомендации – как организовать РППС с учетом особенностей воспитанников 4—5 лет: какие требования выполнить, как зонировать помещение и подобрать игрушки. А также готовый образец паспорта РППС.

Какие требования ФГОС соблюдать

РППС должна обеспечивать реализацию образовательных программ для всех групп детского сада (п. 3.3.3 ФГОС ДО). РППС не может сводиться только к игрушкам. При проектировании РППС учитывайте следующие факторы данного возраста: индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности, возрастные и гендерные особенности. В таблице смотрите основные требования ФГОС ДО к РППС.

Пример

Требования ФГОС ДО к наполнению РППС

ТребованиеСодержание

Насыщенность

Развивающая среда группы должна включать в себя средства воспитания и обучения, в том числе технические. Также РППС должна быть оснащена игровыми материалами, спортивным инвентарем и оздоровительным оборудованием. Это активизирует детей и дает им доступ к экспериментированию с материалами.

РППС должна обеспечивать:

  • условия для двигательной активности, в том числе развития крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей

Трансформируемость

РППС группы должна трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей воспитанников

Полифункциональность

Для детской активности развивающая среда должна включать в себя детскую мебель, мягкие модули, ширмы и маты. Также среди полифункциональных предметов могут быть природные материалы, которые пригодны для разных видов активностей

Вариативность

Развивающая среда предоставляет детям свободный выбор пространств, игрушек, оборудования и других материалов, которые стимулируют различные виды активностей

Доступность

РППС предоставляет воспитанникам, в том числе детям с ОВЗ, свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности

Безопасность

Все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности

Скачать таблицу  

Какие санитарные требования соблюдать

Чтобы организовать РППС в средней группе, учитывайте следующие санитарные правила:

  • освещение и температуру;
  • цветовую отделку;
  • параметры мебели;
  • количество детей.

Групповые ячейки размещаются не выше третьего этажа (п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20). В игровых, спальнях и учебных кабинетах группы поддерживайте естественный уровень освещения (п. 2.8.2 СП 2.4.3648-20). Ниже смотрите нормы естественного освещения по СанПиН (таблица 5.54 СанПиН 1.2.3685-21).

Пример

Нормы естественного освещения в группе

Помещение

Естественное освещение
(коэффициент естественного освещения, %)

При верхнем или комбинированном освещенииПри боковом освещении

Групповая, игровая комната, помещения для занятий детей до 7 лет

не менее 4,0

не менее 1,5

Поручите ответственным за обслуживание здания поддерживать оптимальные параметры микроклимата в игровых комнатах и помещениях для занятий в соответствии с СанПиН. В таблице смотрите допустимые величины параметров микроклимата в группе (таблица 5.34 СанПиН 1.2.3685-21).

Пример

Допустимые величины параметров микроклимата в группе

Помещение

Допустимая температура воздуха (°С)

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с
(не более)

Групповая, игровая комната, помещения для занятий для детей до 7 лет

21–2440–600,1

Цветовое оформление комнат должно вызывать у детей позитивные эмоции и познавательные интересы. Декор стен можно сделать, используя изображения животных, птиц и героев мультфильмов. Такой дизайн стен способствует развитию фантазии и воображения.

Используйте декоративные элементы в меру. Их площадь расположения не должна превышать 25 процентов от общей площади поверхности стен (п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).

Мебель в группе не должна мешать активности и общению детей. Чтобы ребенок мог беспрепятственно располагаться в игровой комнате, на одного ребенка должно приходиться не менее 2,5 кв. м (таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). В таблице смотрите требования к площади остальных помещений и параметрам мебели на одного ребенка.

Пример

Требования к площади помещений и параметрам мебели на одного ребенка

Возраст

Площадь спальни,
кв. м

Площадь групповой (игровой),
кв. м

Параметры кровати

Требования
к расстановке кроватей

До 7 лет

2

2

140 см – длина
60 см – ширина

60 см – расстояние от наружных стен
20 см – расстояние от отопительных приборов
50 см – ширина между проходами
30 см – ширина между изголовьями кроватей

Параметры ученической мебели в групповой комнате

ВозрастРост (см)Вид мебелиНомер мебелиВысота рабочей плоскости (см)
До 7 лет85–100стол0Высота до крышки стола – 40
стул0Высота стула – 22

1000–1150

стул

1

Высота стула – 26
стол1Высота до крышки стола – 46

1150–1300

стул2Высота стула – 30
стол2Высота до крышки стола – 52

1300–1450

стул3Высота стула – 34
стол3Высота до крышки стола – 58

1450–1600

стул4Высота стула – 38
стол4Высота до крышки стола – 64

Скачать таблицу  

Количество детей в группе зависит от направленности обучения: общеразвивающая, компенсирующая или комбинированная. Группы общеразвивающей направленности комплектуют по возрасту детей исходя из площади помещений, а также требований к параметрам и расстановке кроватей. О том, как комплектовать группы компенсирующей и комбинирующей направленности, читайте в отдельной рекомендации.

Чтобы систематизировать все требования к развивающей среде детского сада, разработайте сводную таблицу основных требований к РППС в возрастных группах. Раздайте таблицу основных требований воспитателям для самоаудита в группе, а также используйте для проведения контрольных мероприятий развивающей среды групп в детском саду. Воспользуйтесь готовым образцом.

Как зонировать

Пространство средней группы включает книжный и математической уголок, календарь природы. Также вы можете создать физкультурную, музыкальную и театральную зоны. В оформлении группы могут принимать участие родители воспитанников.

Зонирование группы должно учитывать ведущие модальные каналы детей. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка должна быть заложена в каждой из зон.

Обязательный принцип зонирования средней группы – эстетичность и необычность пространства. Уголки должны притягивать ребенка, вызывать желание рассматривать их наполнение и выполнять действия, которые соответствуют их теме.

Совет

Учитывайте гендерные различия при проектировании зон

Для мальчиков – детали военной атрибутики, вооружение рыцарей, русских богатырей. Для развития творческого замысла девочек предусмотрите предметы женской одежды: кружевные накидки, банты, украшения.

Необходимо также обязательное обеспечение разделения мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной комнатах.

Какие игрушки выбрать

Основной вид деятельности детей 4—5 лет – игры, которые стали сложнее по сравнению с предыдущим периодом. В пространстве средней группы должны быть разнообразные объекты, которые обеспечат активность детей в разных видах деятельности и творчества.

Воспитанники средней группы могут играть с предметами, которые требуют большего внимания и терпения, чем в младших группах. Им подходят развивающие игры, в которых нужно построить сложные конструкции домиков, а также фигуры из конструктора.

Также в этом возрасте у детей развивается изобразительная деятельность, усложняется конструктивная деятельность: воспитанники много рисуют, делают постройки из различных конструкторов. Кроме того, они проявляют интерес к профессиональной деятельности взрослых, отражают в играх знания, которые получили в группе.

Совет

Предлагайте воспитанникам перевоплощаться в различных сказочных героев, в людей разных профессий и сказочных животных. Это обогащает их ежедневную игру.

Детям средней группы подходят ролевые игры, в которых присутствуют куклы и различные персонажи. Приобретайте кукольную мебель в среднюю группу разных размеров – для кукол разного роста, комплект для пупсиков и комплект крупной мебели, которые устанавливаются на пол игровой зоны. В примере смотрите виды игрушек для средней группы.

Пример

Разновидности игрушек для средней группы

Вид игрушекМатериалы
Конструкторы
  • Деревянные или пластмассовые конструкторы на социальные темы: город, транспорт, ферма, зоопарк, автомастерская;
  • конструкторы по сказкам с более сложным сюжетом: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»
РазвивающиеСложные пирамидки, логические мозаики разного типа, цилиндры-втыкалки, доски-лабиринты, шнуровки разного типа и материала
Сюжетно-ролевыеМагазин, больница, мастерская, салон красоты, почта, бытовая детская техника, муляжи продуктов, корзины для супермаркетов, кассовый аппарат
СпортивныеКольцебросы, кегли, скакалки, мячи разного размера, массажное оборудование: дорожки, тропинки, конусы с гимнастическими палками, дуги для пролезания
Игрушки по гендерным признакам
  • Пупсы, коляски, кроватки и мебель, фигурки человечков и животных;
  • машинки, самолеты, лодочки, инструменты для строительства, фигурки человечков и животных
ДидактическиеПазлы, наборы для мелкой сортировки, тактильные кружочки, математические весы, волшебные мешочки, тетрис, разрезные картинки, счетный материал, матрешки

Уголок искусства

  • Тетради, альбомы, карандаши, пластилин, краски разного типа;
  • театральная деятельность: маски, куклы-рукавички, пальчиковый театр, теневой театр, шагающий театр
МузыкальныеЛожки, трещотки, ксилофон, маракасы, дудочка, гармошка

Скачать таблицу  

Как оформить паспорт РППС

Чтобы помочь воспитателям конструировать и наполнять развивающую среду, порекомендуйте оформить паспорт РППС. В него внесите перечень игровых пособий и оборудования. Паспорт педагоги могут использовать для самоаудита, чтобы проверить, какие объекты среды есть у них в группе, а какие – отсутствуют.

Требований по оформлению паспорта нет. Педагоги разрабатывают его для возрастной группы самостоятельно. Воспользуйтесь готовым образцом паспорта РППС средней группы.

В образце наименование и количество игрушек указано с учетом методических рекомендаций по организации РППС, которые разработали специалисты ФИРО. Когда будете использовать образец, внесите в него количество игровые материалы и оборудование по факту наличия.