Как организовать РППС в старшей группе

Развивающая среда старшей группы должна соответствовать зоне ближайшего развития воспитанников 5–6 лет — формировать предпосылки учебной деятельности. В рекомендации – как создать и наполнить центры и уголки в помещении старшей группы. А также готовый образец паспорта РППС.  

Какие требования ФГОС соблюдать

РППС должна обеспечивать реализацию образовательных программ для всех групп детского сада (п. 3.3.3 ФГОС ДО). РППС не может сводиться только к игрушкам. При проектировании РППС учитывайте следующие факторы данного возраста: индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности, возрастные и гендерные особенности. В таблице смотрите основные требования ФГОС ДО к РППС.

Пример

Требования ФГОС ДО к наполнению РППС

ТребованиеСодержание

Насыщенность

Развивающая среда группы должна включать в себя средства воспитания и обучения, в том числе технические. Также РППС должна быть оснащена игровыми материалами, спортивным инвентарем и оздоровительным оборудованием. Это активизирует детей и дает им доступ к экспериментированию с материалами.

РППС должна обеспечивать:

  • условия для двигательной активности, в том числе развития крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей

Трансформируемость

РППС группы должна трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей воспитанников

Полифункциональность

Для детской активности развивающая среда должна включать в себя детскую мебель, мягкие модули, ширмы и маты. Также среди полифункциональных предметов могут быть природные материалы, которые пригодны для разных видов активностей

Вариативность

Развивающая среда предоставляет детям свободный выбор пространств, игрушек, оборудования и других материалов, которые стимулируют различные виды активностей

Доступность

РППС предоставляет воспитанникам, в том числе детям с ОВЗ, свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности

Безопасность

Все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности

Скачать таблицу

Какие санитарные требования соблюдать

Чтобы организовать РППС в старшей группе, учитывайте следующие санитарные правила:

  • освещение и температуру;
  • цветовую отделку;
  • параметры мебели;
  • количество детей.

Групповые ячейки размещаются не выше третьего этажа (п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20). В игровых, спальнях и учебных кабинетах группы поддерживайте естественный уровень освещения (п. 2.8.2 СП 2.4.3648-20). Ниже смотрите нормы естественного освещения по СанПиН (таблица 5.54 СанПиН 1.2.3685-21).

Пример

Нормы естественного освещения в группе

Помещение

Естественное освещение
(коэффициент естественного освещения, %)

При верхнем или комбинированном освещенииПри боковом освещении

Групповая, игровая комната, помещения для занятий детей до 7 лет

не менее 4,0

не менее 1,5

Поручите ответственным за обслуживание здания поддерживать оптимальные параметры микроклимата в игровых комнатах и помещениях для занятий в соответствии с СанПиН. В таблице смотрите допустимые величины параметров микроклимата в группе (таблица 5.34 СанПиН 1.2.3685-21).

Пример

Допустимые величины параметров микроклимата в группе

Помещение

Допустимая температура воздуха (°С)

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с
(не более)

Групповая, игровая комната, помещения для занятий для детей до 7 лет

21–2440–600,1

Цветовое оформление комнат должно вызывать у детей позитивные эмоции и познавательные интересы. Декор стен можно сделать, используя изображения животных, птиц и героев мультфильмов. Такой дизайн стен способствует развитию фантазии и воображения.

Используйте декоративные элементы в меру. Их площадь расположения не должна превышать 25 процентов от общей площади поверхности стен (п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).

Мебель в группе не должна мешать активности и общению детей. Чтобы беспрепятственно перемещаться по игровой комнате, на одного ребенка должно приходиться не менее 2,5 кв. м (таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). В таблице смотрите требования к площади остальных помещений и параметрам мебели на одного ребенка.

Пример

Требования к площади помещений и параметрам мебели на одного ребенка

Возраст

Площадь спальни,
кв. м

Площадь групповой (игровой),
кв. м

Параметры кровати

Требования
к расстановке кроватей

До 7 лет

2

2

140 см – длина
60 см – ширина

60 см – расстояние от наружных стен
20 см – расстояние от отопительных приборов
50 см – ширина между проходами
30 см – ширина между изголовьями кроватей

Параметры ученической мебели в групповой комнате

ВозрастРост (см)Вид мебелиНомер мебелиВысота рабочей плоскости (см)
До 7 лет85–100стол0Высота до крышки стола – 40
стул0Высота стула – 22

1000–1150

стул

1

Высота стула – 26
стол1Высота до крышки стола – 46

1150–1300

стул2Высота стула – 30
стол2Высота до крышки стола – 52

1300–1450

стул3Высота стула – 34
стол3Высота до крышки стола – 58

1450–1600

стул4Высота стула – 38
стол4Высота до крышки стола – 64

Скачать таблицу  

Количество детей в группе зависит от направленности обучения: общеразвивающая, компенсирующая или комбинированная. Группы общеразвивающей направленности комплектуют по возрасту детей исходя из площади помещений, а также требований к параметрам и расстановке кроватей. О том, как комплектовать группы компенсирующей и комбинирующей направленности, читайте в отдельной рекомендации.

Чтобы систематизировать все требования к развивающей среде детского сада, оформите сводню таблицу основных требований к РППС. Используйте ее для проведения контрольных мероприятий по развивающей среды. Также таблицу раздайте педагогам. Они могут ее использовать для проведения самоаудита в группе. Воспользуйтесь готовым образцом.

Как зонировать

Зоны в старшей группе детского сада изменяйте с ориентацией на поддержание интереса ребенка к среде, на пройденный материал, индивидуальные особенности и возможности детей, а также растущую информативность. Кроме того, в РППС важно учитывать региональный компонент, особенности района, в котором живут дети.

Совет

Если в вашем населенном пункте есть супермаркет или банк, который дети посещают с родителями, то создайте уголки «Супермаркет» и «Банкомат».

В 5—6 лет жизненный опыт детей становится шире, поэтому создайте несколько отделов в уголке: «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Бытовая техника». Также пополните его ксерокопиями денежных купюр, пластиковых карт, чеками. Эти материалы помогут педагогам сформировать у детей элементы финансовой грамотности.

Чтобы развивать творческое воображение и конструктивную деятельность детей, в старшей группе должно быть достаточное количество бросового материала: тканей, коробок, пластиковых бутылок.

Как наполнить зоны и уголки 

В помещениях старшей группы можно выделить несколько областей, которые вам нужно расположить относительно друг друга. Например, не стоит оформлять рядом центр творчества и уголок уединения – воспитанники будут мешать друг другу.

Спортивный уголок

В спортивном уголке находится спортивный инвентарь. Он включает стандартное оборудование: скакалки, мячи, веревки, клюшки, обручи, а также нестандартный инвентарь, который сделали воспитатели совместно с родителями: флажки, ленты, мешочки с песком, платочки.

Уголок продуктивной деятельности

На стеллажах и в шкафах уголка продуктивной деятельности находятся инструменты для детского творчества. Здесь же расположите образцы для рисования, схемы изготовления поделок, образцы для лепки. Все материалы должны быть ярко и привлекательно оформлены, аккуратно разложены. В примере смотрите примерный список.

Пример

Материалы детского творчества в уголке продуктивной деятельности

  • бумага разнообразного вида;
  • стаканчики с карандашами и фломастерами;
  • краски;
  • разноцветные восковые мелки;
  • пластичный материал для лепки;
  • кусочки разных тканей для аппликаций;
  • всевозможные материалы для выполнения поделок;
  • разные ножницы;
  • дыроколы;
  • степлеры.

Уголок продуктивной деятельности должен быть хорошо освещен. Столы расставьте так, чтобы дошкольники могли заниматься совместной работой. Также предусмотрите стенд для демонстрации готовых работ воспитанников.

Центр сюжетно-ролевых игр

В центре сюжетно-ролевых игр дошкольники с помощью игр развивают воображение, творчество, смекалку. Для этого в центре должно находиться большое количество игрушек. Периодически меняйте состав предметов, чтобы поддерживать интерес воспитанников. В примере смотрите виды игрушек.

Пример

Виды игрушек для центра сюжетно-ролевых игр старшей группы

Виды игрушекНазначение игрушек
Сюжетно-образные
  • Cоответствуют образу живого существа: куклы, зайки, мишки;
  • участвуют в постановке игрового сюжета во время детских игр
ТехническиеCоответствуют техническим устройствам: видам транспорта, средствам связи и коммуникации
Игрушки для забавыСмешные человечки, фигурки животных. Могут содержать какое-то неожиданное движение, сюрприз
МузыкальныеНеобходимы для удовлетворения интереса детей к звукам

Маскарадные

Используются детьми для вхождения в образ: хвост зайчика, усы кота, рожки оленя

Строительные материалы и конструкторыРазвивают внимательность, сообразительность, пространственное воображение

Скачать таблицу

Театральная зона и музыкальный уголок

В театральной зоне храните материалы детского театра: пальчикового, настольного, теневого, а также кукол для постановок. В качестве декораций можно использовать ширму или большое зеркало. Для настольных спектаклей это могут быть панорамные книжки. Театральную зону удобно располагать рядом с музыкальной.

Оформление музыкального уголка должно быть привлекательным для детей и доступным для рассмотрения. Кроме инструментов, разместите в этой зоне техническую аппаратуру группы: магнитофон, телевизор, музыкальный центр. Приучайте воспитанников к аккуратному и бережному отношению к оборудованию.

Также в музыкальном уголке расположите пособия для дидактических игр, которые направлены на развитие музыкального слуха детей, альбом песен с иллюстрациями, портреты известных композиторов и исполнителей. Как и в других зонах, периодически меняйте материалы уголка.

Уголок речевого развития и книжный уголок

В уголке речевого развития расположите подборку сюжетных и предметных иллюстраций для пересказов, дидактические игры на развитие звуковой культуры и грамматического строя речи, повышение словарного запаса. Для отработки правильного произношения разместите в этой зоне альбомы с артикуляционными упражнениями и скороговорками, а также магнитную доску с азбукой.

В книжном уголке одновременно разместите 10–12 книг на разную тематику: сказки, детские стихи, рассказы на патриотическую тематику, рассказы о животных. Срок пребывания книг в книжном уголке зависит от интереса детей.

Расположите в книжном уголке детские журналы, альбомы, портреты писателей. Также здесь вы можете оформить выставки на литературную тематику и поручить воспитателям регулярно обновлять их к памятным датам.

Математический уголок

В математическом уголке расположите дидактические материалы для формирования математических знаний и развития логики. Здесь могут находиться конструкторы, настольные игры для решения логических задач, а также материалы для счета, которые сделали педагоги. Подбирайте игровой материал в соответствии с возрастными особенностями и уровнем развития детей каждой группы:

  • настольно-печатные игры;
  • логические таблицы;
  • лабиринты;
  • игры для развития логического мышления: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, различные головоломки, ребусы;
  • игры на составление целого из частей, домино и др.;

задания развивающего, проблемно-поискового характера.

Также будут полезны специальные папки и альбомы. Расскажите педагогам, что создать такие папки просто: нужно собрать тематические материалы из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике. Вариант оформления математического уголка смотрите ниже.

Пример

Оформление математического уголка в группе

Центр экспериментальной деятельности

Центр экспериментальной деятельности группы должен находиться на удалении от спортивной и игровых зон. Найдите в нем место для постоянной выставки природных материалов.

Также разместите в исследовательском уголке оборудование и материалы для экспериментов и защитную одежду для воспитанников. Когда воспитатель будет проводить эксперименты с детьми, он будет менять наполнение центра в зависимости от того, какую работу ведет.

Нельзя использовать для опытов стеклянные пробирки, стаканы и другие емкости. Замените их пластиковой посудой.

Внимание

Материалы для самостоятельной исследовательской деятельности не должны быть мелкими настолько, чтобы дети могли их засунуть в ухо или нос.

Зона конструирования

В зоне конструирования находятся разнообразные конструкторы. Дошкольники могут самостоятельно создавать различные постройки по своим схемам и идеям.

Эту зону вы можете совместить с уголком для изучения правил дорожного движения. Тогда в зоне конструирования разместите макеты домов, светофоры, знаки дорожного движения.

Уголок природы

Уголок природы предназначен для экологического воспитания дошкольников. В нем размещают живые растения и их изображения, а также изображения, макеты или игрушки животных.

Внимание

Содержать любых животных в групповом помещении нельзя.

В старшем дошкольном возрасте дети могут выполнять элементарные действия по уходу за растениями: поливать, протирать пыль с листьев, удалять сухие листья, рыхлить почву в горшках. Ежедневное наблюдение за растениями, а также участие в уходе за ними в этой зоне развивает у детей чувство эмпатии к живой природе, создает благоприятную атмосферу в группе и повышает психологический комфорт воспитанников.

Воспитатели должны исключить опасность для детей. Нельзя размещать в уголке природы ядовитые, колючие и аллергенные растения. Также нельзя использовать острые, режущие, колющие инструменты для ухода за растениями.

В старшем возрасте дети должны уметь сравнивать объекты природы внешне, находить свойства и различия. Поэтому в уголке природы лучше разместить несколько видов растений, часть из которых будет похожей, например, разные виды одного рода. Другие же растения должны существенно отличаться, чтобы воспитатель мог обратить внимание детей на сходства и различия разных растений.

С помощью карты контроля оцените дежурства детей в уголке природы, санитарное состояние самого уголка, его оформление, а также работу педагога с детьми.

Уголок трудовой деятельности

В уголке по организации трудовой деятельности разместите экран или стенд с расписанием дежурств. В старшей группе дети не обязаны уметь читать, поэтому инструкции по дежурствам должны быть иллюстрированными.

В уголке находится защитная одежда для дежурства – фартуки, нарукавники, платочки, а также приспособления для выполнения обязанностей дежурного – емкости для полива, губки для уборки. Весь инвентарь должен быть размещен аккуратно, чтобы прививать детям стремление к чистоте и порядку.

Оформите уголок трудовой деятельности или уголок дежурства ярко и привлекательно, чтобы заинтересовать детей. Например, если инвентарь для дежурства будет отмечен картинкой из любимого мультика или фильма, ребенок охотнее будет им пользоваться.

Как оформить паспорт РППС

Чтобы помочь воспитателям конструировать и наполнять развивающую среду, порекомендуйте оформить паспорт РППС. В него внесите перечень игровых пособий и оборудования. Паспорт педагоги могут использовать для самоаудита, чтобы проверить, какие объекты среды есть у них в группе, а какие – отсутствуют.

Требований по оформлению паспорта нет. Педагоги разрабатывают для возрастной группы его самостоятельно. Воспользуйтесь готовым образцом паспорта РППС старшей группы.

 В образце наименование и количество игрушек в паспортах указано с учетом методических рекомендаций по организации РППС, разработанных специалистами ФИРО. При использовании образца заполняйте по факту наличия игрового материала и оборудования.