Редакция от 22 дек 2021
РППС должна обеспечивать реализацию образовательных программ для всех групп детского сада (п. 3.3.3 ФГОС ДО). РППС не может сводиться только к игрушкам. При проектировании РППС учитывайте следующие факторы данного возраста: индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности, возрастные и гендерные особенности. В таблице смотрите основные требования ФГОС ДО к РППС.
Чтобы организовать РППС в старшей группе, учитывайте следующие санитарные правила:
Групповые ячейки размещаются не выше третьего этажа (п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20). В игровых, спальнях и учебных кабинетах группы поддерживайте естественный уровень освещения (п. 2.8.2 СП 2.4.3648-20). Ниже смотрите нормы естественного освещения по СанПиН (таблица 5.54 СанПиН 1.2.3685-21).
Поручите ответственным за обслуживание здания поддерживать оптимальные параметры микроклимата в игровых комнатах и помещениях для занятий в соответствии с СанПиН. В таблице смотрите допустимые величины параметров микроклимата в группе (таблица 5.34 СанПиН 1.2.3685-21).
Цветовое оформление комнат должно вызывать у детей позитивные эмоции и познавательные интересы. Декор стен можно сделать, используя изображения животных, птиц и героев мультфильмов. Такой дизайн стен способствует развитию фантазии и воображения.
Используйте декоративные элементы в меру. Их площадь расположения не должна превышать 25 процентов от общей площади поверхности стен (п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).
Мебель в группе не должна мешать активности и общению детей. Чтобы беспрепятственно перемещаться по игровой комнате, на одного ребенка должно приходиться не менее 2,5 кв. м (таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). В таблице смотрите требования к площади остальных помещений и параметрам мебели на одного ребенка.
Параметры ученической мебели в групповой комнате
Количество детей в группе зависит от направленности обучения: общеразвивающая, компенсирующая или комбинированная. Группы общеразвивающей направленности комплектуют по возрасту детей исходя из площади помещений, а также требований к параметрам и расстановке кроватей. О том, как комплектовать группы компенсирующей и комбинирующей направленности, читайте в отдельной рекомендации.
Чтобы систематизировать все требования к развивающей среде детского сада, оформите сводню таблицу основных требований к РППС. Используйте ее для проведения контрольных мероприятий по развивающей среды. Также таблицу раздайте педагогам. Они могут ее использовать для проведения самоаудита в группе. Воспользуйтесь готовым образцом.
Зоны в старшей группе детского сада изменяйте с ориентацией на поддержание интереса ребенка к среде, на пройденный материал, индивидуальные особенности и возможности детей, а также растущую информативность. Кроме того, в РППС важно учитывать региональный компонент, особенности района, в котором живут дети.
Если в вашем населенном пункте есть супермаркет или банк, который дети посещают с родителями, то создайте уголки «Супермаркет» и «Банкомат».
В 5—6 лет жизненный опыт детей становится шире, поэтому создайте несколько отделов в уголке: «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Бытовая техника». Также пополните его ксерокопиями денежных купюр, пластиковых карт, чеками. Эти материалы помогут педагогам сформировать у детей элементы финансовой грамотности.
Чтобы развивать творческое воображение и конструктивную деятельность детей, в старшей группе должно быть достаточное количество бросового материала: тканей, коробок, пластиковых бутылок.
В помещениях старшей группы можно выделить несколько областей, которые вам нужно расположить относительно друг друга. Например, не стоит оформлять рядом центр творчества и уголок уединения – воспитанники будут мешать друг другу.
В спортивном уголке находится спортивный инвентарь. Он включает стандартное оборудование: скакалки, мячи, веревки, клюшки, обручи, а также нестандартный инвентарь, который сделали воспитатели совместно с родителями: флажки, ленты, мешочки с песком, платочки.
На стеллажах и в шкафах уголка продуктивной деятельности находятся инструменты для детского творчества. Здесь же расположите образцы для рисования, схемы изготовления поделок, образцы для лепки. Все материалы должны быть ярко и привлекательно оформлены, аккуратно разложены. В примере смотрите примерный список.
Уголок продуктивной деятельности должен быть хорошо освещен. Столы расставьте так, чтобы дошкольники могли заниматься совместной работой. Также предусмотрите стенд для демонстрации готовых работ воспитанников.
В центре сюжетно-ролевых игр дошкольники с помощью игр развивают воображение, творчество, смекалку. Для этого в центре должно находиться большое количество игрушек. Периодически меняйте состав предметов, чтобы поддерживать интерес воспитанников. В примере смотрите виды игрушек.
В театральной зоне храните материалы детского театра: пальчикового, настольного, теневого, а также кукол для постановок. В качестве декораций можно использовать ширму или большое зеркало. Для настольных спектаклей это могут быть панорамные книжки. Театральную зону удобно располагать рядом с музыкальной.
Оформление музыкального уголка должно быть привлекательным для детей и доступным для рассмотрения. Кроме инструментов, разместите в этой зоне техническую аппаратуру группы: магнитофон, телевизор, музыкальный центр. Приучайте воспитанников к аккуратному и бережному отношению к оборудованию.
Также в музыкальном уголке расположите пособия для дидактических игр, которые направлены на развитие музыкального слуха детей, альбом песен с иллюстрациями, портреты известных композиторов и исполнителей. Как и в других зонах, периодически меняйте материалы уголка.
В уголке речевого развития расположите подборку сюжетных и предметных иллюстраций для пересказов, дидактические игры на развитие звуковой культуры и грамматического строя речи, повышение словарного запаса. Для отработки правильного произношения разместите в этой зоне альбомы с артикуляционными упражнениями и скороговорками, а также магнитную доску с азбукой.
В книжном уголке одновременно разместите 10–12 книг на разную тематику: сказки, детские стихи, рассказы на патриотическую тематику, рассказы о животных. Срок пребывания книг в книжном уголке зависит от интереса детей.
Расположите в книжном уголке детские журналы, альбомы, портреты писателей. Также здесь вы можете оформить выставки на литературную тематику и поручить воспитателям регулярно обновлять их к памятным датам.
В математическом уголке расположите дидактические материалы для формирования математических знаний и развития логики. Здесь могут находиться конструкторы, настольные игры для решения логических задач, а также материалы для счета, которые сделали педагоги. Подбирайте игровой материал в соответствии с возрастными особенностями и уровнем развития детей каждой группы:
задания развивающего, проблемно-поискового характера.
Также будут полезны специальные папки и альбомы. Расскажите педагогам, что создать такие папки просто: нужно собрать тематические материалы из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике. Вариант оформления математического уголка смотрите ниже.
Центр экспериментальной деятельности группы должен находиться на удалении от спортивной и игровых зон. Найдите в нем место для постоянной выставки природных материалов.
Также разместите в исследовательском уголке оборудование и материалы для экспериментов и защитную одежду для воспитанников. Когда воспитатель будет проводить эксперименты с детьми, он будет менять наполнение центра в зависимости от того, какую работу ведет.
Нельзя использовать для опытов стеклянные пробирки, стаканы и другие емкости. Замените их пластиковой посудой.
Материалы для самостоятельной исследовательской деятельности не должны быть мелкими настолько, чтобы дети могли их засунуть в ухо или нос.
В зоне конструирования находятся разнообразные конструкторы. Дошкольники могут самостоятельно создавать различные постройки по своим схемам и идеям.
Эту зону вы можете совместить с уголком для изучения правил дорожного движения. Тогда в зоне конструирования разместите макеты домов, светофоры, знаки дорожного движения.
Уголок природы предназначен для экологического воспитания дошкольников. В нем размещают живые растения и их изображения, а также изображения, макеты или игрушки животных.
В старшем дошкольном возрасте дети могут выполнять элементарные действия по уходу за растениями: поливать, протирать пыль с листьев, удалять сухие листья, рыхлить почву в горшках. Ежедневное наблюдение за растениями, а также участие в уходе за ними в этой зоне развивает у детей чувство эмпатии к живой природе, создает благоприятную атмосферу в группе и повышает психологический комфорт воспитанников.
Воспитатели должны исключить опасность для детей. Нельзя размещать в уголке природы ядовитые, колючие и аллергенные растения. Также нельзя использовать острые, режущие, колющие инструменты для ухода за растениями.
В старшем возрасте дети должны уметь сравнивать объекты природы внешне, находить свойства и различия. Поэтому в уголке природы лучше разместить несколько видов растений, часть из которых будет похожей, например, разные виды одного рода. Другие же растения должны существенно отличаться, чтобы воспитатель мог обратить внимание детей на сходства и различия разных растений.
С помощью карты контроля оцените дежурства детей в уголке природы, санитарное состояние самого уголка, его оформление, а также работу педагога с детьми.
В уголке по организации трудовой деятельности разместите экран или стенд с расписанием дежурств. В старшей группе дети не обязаны уметь читать, поэтому инструкции по дежурствам должны быть иллюстрированными.
В уголке находится защитная одежда для дежурства – фартуки, нарукавники, платочки, а также приспособления для выполнения обязанностей дежурного – емкости для полива, губки для уборки. Весь инвентарь должен быть размещен аккуратно, чтобы прививать детям стремление к чистоте и порядку.
Оформите уголок трудовой деятельности или уголок дежурства ярко и привлекательно, чтобы заинтересовать детей. Например, если инвентарь для дежурства будет отмечен картинкой из любимого мультика или фильма, ребенок охотнее будет им пользоваться.
Чтобы помочь воспитателям конструировать и наполнять развивающую среду, порекомендуйте оформить паспорт РППС. В него внесите перечень игровых пособий и оборудования. Паспорт педагоги могут использовать для самоаудита, чтобы проверить, какие объекты среды есть у них в группе, а какие – отсутствуют.
Требований по оформлению паспорта нет. Педагоги разрабатывают для возрастной группы его самостоятельно. Воспользуйтесь готовым образцом паспорта РППС старшей группы.
В образце наименование и количество игрушек в паспортах указано с учетом методических рекомендаций по организации РППС, разработанных специалистами ФИРО. При использовании образца заполняйте по факту наличия игрового материала и оборудования.