Редакция от 22 дек 2021
РППС должна обеспечивать реализацию образовательных программ для всех групп детского сада (п. 3.3.3 ФГОС ДО). РППС не может сводиться только к игрушкам. При проектировании РППС учитывайте факторы: индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности детей, возрастные и гендерные особенности. В таблице смотрите основные требования ФГОС ДО к РППС.
Чтобы организовать РППС в подготовительной группе, учитывайте санитарные правила:
Групповые ячейки размещайте не выше третьего этажа (п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20). В игровых, спальнях и учебных кабинетах группы поддерживайте естественный уровень освещения (п. 2.8.2 СП 2.4.3648-20). Ниже смотрите нормы естественного освещения (таблица 5.54 СанПиН 1.2.3685-21).
Поручите ответственным за обслуживание здания поддерживать оптимальные параметры микроклимата в игровых комнатах и помещениях для занятий. В таблице смотрите допустимые величины параметров микроклимата в группе (таблица 5.34 СанПиН 1.2.3685-21).
Цветовое оформление комнат должно вызывать у детей позитивные эмоции и познавательные интересы. Декор стен можно сделать, используя изображения животных, птиц и героев мультфильмов. Такой дизайн стен способствует развитию фантазии и воображения. Используйте декоративные элементы в меру. Их площадь расположения не должна превышать 25 процентов от общей площади поверхности стен (п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).
Мебель в группе не должна мешать активности и общению детей. Чтобы ребенок мог беспрепятственно располагаться по игровой комнате, площадь на одного ребенка должна быть не менее 2,5 кв. м (таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). В таблице смотрите требования к площади остальных помещений и параметрам мебели на одного ребенка.
Параметры ученической мебели в групповой комнате
Количество детей в группе зависит от направленности обучения: общеразвивающая, компенсирующая или комбинированная. Группы общеразвивающей направленности комплектуют по возрасту детей исходя из площади помещений, а также требований к параметрам и расстановке кроватей. О том, как комплектовать группы компенсирующей и комбинирующей направленности, читайте в отдельной рекомендации.
Чтобы систематизировать все требования к развивающей среде детского сада, разработайте сводную таблицу основных требований к РППС в возрастных группах. Раздайте таблицу основных требований воспитателям для самоаудита в группе, а также используйте для проведения контрольных мероприятий развивающей среды групп в детском саду. Воспользуйтесь готовым образцом.
Чтобы дети смогли одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, зонируйте группу. Планируйте зоны так, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться.
Используйте модульное оборудование, чтобы разделить пространство группы. Отделите зону сюжетных игр от зоны подвижных, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. Так каждый ребенок сможет выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить интерес к нему. Пример разделения помещения группы смотрите ниже.
Расположите зоны в группе так, чтобы дети плавно переходили из одной деятельности в другую. Например, зону для игр со строительными материалами – рядом с сюжетной зоной: ребенок сможет взять кубики и построить дом или дорожку для игры. Какие еще определить зоны в группе, подробнее читайте в рекомендации.
В каждой зоне добавляйте новые предметы, игры и игрушки, которые стимулируют познавательную активность детей, развивают их игровую деятельность. Не перегружайте группу — игрушек в зонах не должно быть слишком много. В таблице смотрите, какие зоны организовать в подготовительной группе.
В подготовительных группах необходим широкий спектр тематических творческих и подвижных игр, опытов и экспериментов. Поэтому развивающая среда должна быть наполнена объектами, которые будут максимально развивать творчество детей, их познавательную деятельность в играх, экспериментировании, общении друг с другом. Дети 6–7 лет уже имеют достаточный жизненный опыт, наблюдательны и могут сами изменять игровое пространство в группе. Посоветуйте педагогу привлекать дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.
В этом возрасте дети примеряют на себя разные роли, отсюда игры в сюжетно-ролевые игры, например, «дочки-матери», в магазин, в доктора, парикмахера. Дети начинают активно играть друг с другом. В 6–7 лет эта детская деятельность представлена не простыми действиями с игрушками, а забавами-манипуляциями, требующими от ребенка приложения имеющегося игрового и социального опыта. Атрибутика для игр должна быть более детализированной, приближена к реальной жизни. Так, для игры в «дочки-матери» необходимо иметь разнообразные приспособления для приготовления пищи, все необходимое для правильной сервировки стола, бытовые приборы. Какие игрушки должны быть в подготовительной группе, смотрите в примере.
Игрушки в игровой деятельности — основа для сюжетной и ролевой игры. Основные материалы игровой деятельности:
Также в этом возрасте дети проявляют внимание к познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, выделяет родовидовые, причинно-следственные, пространственно-временные характеристики. Игрушки познавательно-исследовательской деятельности формируют речь, внимание и мышление ребенка. Порекомендуйте воспитателю подобрать игрушки разных типов.
Развитию познавательно-исследовательской деятельности детей способствуют игрушки, которые развивают:
С помощью игрушек предметной деятельности ребенок учится выделять признаки предмета, его формы и размеры. Определять, из какого материала они сделаны, а также как они могут быть применены в любой сфере обучения и жизни.
В 6–7 лет у детей развивается наглядно-схематическое мышление. Чтобы среда в группе стимулировала его развитие, посоветуйте воспитателю пополнять пространство группы соответствующими материалами. Например, разместить для детей в центре элементарного экспериментирования схемы-алгоритмы, как проводить самостоятельные опыты в группе и на участке в разное время года. В центре творчества посоветуйте педагогу оформить схемы-алгоритмы рисования, лепки и аппликации.
Дети этого возраста проявляют интерес к конструированию. Поэтому в группе должны быть разнообразные конструкторы: напольные, настольные из различных материалов, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности.
У дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Посоветуйте воспитателю включить в среду группы школьную атрибутику, например, ранцы, обучающие тетради, линейку, ручку и карандаш, колокольчик для звонка. Разместить книги, в которых рассказывается о школьной жизни.
Чтобы помочь воспитателям конструировать и наполнять развивающую среду, порекомендуйте оформить паспорт РППС. В него внесите перечень игровых пособий и оборудования. Паспорт педагоги могут использовать для самоаудита, чтобы проверить, какие объекты среды есть у них в группе, а какие – отсутствуют.
Требований по оформлению паспорта нет. Педагоги разрабатывают для возрастной группы его самостоятельно. Воспользуйтесь готовым образцом паспорта РППС подготовительной к школе группы.
В образце наименование и количество игрушек в паспортах указано с учетом методических рекомендаций по организации РППС, разработанных специалистами ФИРО. При использовании образца заполняйте по факту наличия игрового материала и оборудования.