Как организовать РППС в подготовительной группе

РППС в подготовительной группе должна учитывать особенности детей на этом этапе развития: повышенную двигательную активность, развитие наглядно-схематического мышления и самостоятельности. В рекомендации — основные требования к оформлению и наполнению групповых помещений. Также есть список с характеристиками игрушек и материалов для разных видов деятельности детей и готовый образец паспорта РППС.

Какие соблюдать требования ФГОС ДО

РППС должна обеспечивать реализацию образовательных программ для всех групп детского сада (п. 3.3.3 ФГОС ДО). РППС не может сводиться только к игрушкам. При проектировании РППС учитывайте факторы: индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности детей, возрастные и гендерные особенности. В таблице смотрите основные требования ФГОС ДО к РППС.

Пример

Требования ФГОС ДО к наполнению РППС

ТребованиеСодержание

Насыщенность

Развивающая среда группы должна включать в себя средства воспитания и обучения, в том числе технические. Также РППС должна быть оснащена игровыми материалами, спортивным инвентарем и оздоровительным оборудованием. Это активизирует детей и дает им доступ к экспериментированию с материалами.

РППС должна обеспечивать:

  • условия для двигательной активности, в том числе развития крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей

Трансформируемость

РППС группы должна трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей воспитанников

Полифункциональность

Для детской активности развивающая среда должна включать в себя детскую мебель, мягкие модули, ширмы и маты. Также среди полифункциональных предметов могут быть природные материалы, которые пригодны для разных видов активностей

Вариативность

Развивающая среда предоставляет детям свободный выбор пространств, игрушек, оборудования и других материалов, которые стимулируют различные виды активностей

Доступность

РППС предоставляет воспитанникам, в том числе детям с ОВЗ, свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности

Безопасность

Все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности

 Скачать таблицу 

Какие соблюдать санитарные требования 

Чтобы организовать РППС в подготовительной группе, учитывайте санитарные правила:

  • освещение и температуру;
  • цветовую отделку;
  • параметры мебели;
  • количество детей.

Групповые ячейки размещайте не выше третьего этажа (п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20). В игровых, спальнях и учебных кабинетах группы поддерживайте естественный уровень освещения (п. 2.8.2 СП 2.4.3648-20). Ниже смотрите нормы естественного освещения (таблица 5.54 СанПиН 1.2.3685-21).

Пример

Нормы естественного освещения в группе

Помещение

Естественное освещение
(коэффициент естественного освещения, %)

При верхнем или комбинированном освещенииПри боковом освещении

Групповая, игровая комната, помещения для занятий детей до 7 лет

не менее 4,0

не менее 1,5

Поручите ответственным за обслуживание здания поддерживать оптимальные параметры микроклимата в игровых комнатах и помещениях для занятий. В таблице смотрите допустимые величины параметров микроклимата в группе (таблица 5.34 СанПиН 1.2.3685-21).

Пример

Допустимые величины параметров микроклимата в группе

Помещение

Допустимая температура воздуха (°С)

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с
(не более)

Групповая, игровая комната, помещения для занятий для детей до 7 лет

21—2440—600,1

Цветовое оформление комнат должно вызывать у детей позитивные эмоции и познавательные интересы. Декор стен можно сделать, используя изображения животных, птиц и героев мультфильмов. Такой дизайн стен способствует развитию фантазии и воображения. Используйте декоративные элементы в меру. Их площадь расположения не должна превышать 25 процентов от общей площади поверхности стен (п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).

Мебель в группе не должна мешать активности и общению детей. Чтобы ребенок мог беспрепятственно располагаться по игровой комнате, площадь на одного ребенка должна быть не менее 2,5 кв. м (таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). В таблице смотрите требования к площади остальных помещений и параметрам мебели на одного ребенка.

Пример

Требования к площади помещений и параметрам мебели на одного ребенка

Возраст

Площадь спальни,
кв. м

Площадь групповой (игровой),
кв. м

Параметры кровати

Требования
к расстановке кроватей

До 7 лет

2

2

140 см — длина
60 см — ширина

60 см — расстояние от наружных стен
20 см — расстояние от отопительных приборов
50 см — ширина между проходами
30 см — ширина между изголовьями кроватей

Параметры ученической мебели в групповой комнате

ВозрастРост (см)Вид мебелиНомер мебелиВысота рабочей плоскости (см)
До 7 лет85—100стол0Высота до крышки стола — 40
стул0Высота стула — 22

100—1150

стул

1

Высота стула — 26
стол1Высота до крышки стола — 46

1150—1300

стул2Высота стула — 30
стол2Высота до крышки стола — 52

1300—1450

стул3Высота стула — 34
стол3Высота до крышки стола — 58

1450—1600

стул4Высота стула — 38
стол4Высота до крышки стола — 64

Скачать таблицу  

Количество детей в группе зависит от направленности обучения: общеразвивающая, компенсирующая или комбинированная. Группы общеразвивающей направленности комплектуют по возрасту детей исходя из площади помещений, а также требований к параметрам и расстановке кроватей. О том, как комплектовать группы компенсирующей и комбинирующей направленности, читайте в отдельной рекомендации.

Чтобы систематизировать все требования к развивающей среде детского сада, разработайте сводную таблицу основных требований к РППС в возрастных группах. Раздайте таблицу основных требований воспитателям для самоаудита в группе, а также используйте для проведения контрольных мероприятий развивающей среды групп в детском саду. Воспользуйтесь готовым образцом.

 Как зонировать

Чтобы дети смогли одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, зонируйте группу. Планируйте зоны так, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться.

Используйте модульное оборудование, чтобы разделить пространство группы. Отделите зону сюжетных игр от зоны подвижных, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. Так каждый ребенок сможет выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить интерес к нему. Пример разделения помещения группы смотрите ниже.

Пример

Зоны для разных видов детской деятельности

ЗонаСодержание
Рабочая зонаПредназначена для проведения ООД, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом: конструированием, рисованием, ручным трудом, театрально-игровой деятельностью
Активная зонаПредназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве, например, сюжетно-ролевая игра
Спокойная зонаПредназначена для отдыха детей или их уединения, чтобы ребенок мог отвлечься от игр, осмыслить свое поведение, побыть один

Расположите зоны в группе так, чтобы дети плавно переходили из одной деятельности в другую. Например, зону для игр со строительными материалами – рядом с сюжетной зоной: ребенок сможет взять кубики и построить дом или дорожку для игры. Какие еще определить зоны в группе, подробнее читайте в рекомендации.

Совет

Проектируйте зоны с учетом гендерного подхода

Для развития творческого замысла девочек предусмотрите предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики, украшения.

Для мальчиков — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей.

В каждой зоне добавляйте новые предметы, игры и игрушки, которые стимулируют познавательную активность детей, развивают их игровую деятельность. Не перегружайте группу — игрушек в зонах не должно быть слишком много. В таблице смотрите, какие зоны организовать в подготовительной группе.

Пример

Какие зоны и уголки организовать в подготовительной группе

Зоны группыСодержание

Подвижные игры

  • спортивные снаряды — горки, лесенки, скамейки, шведская стенка, канат, веревочная лестница;
  • специальные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры, мячи и мячики, обручи

Сюжетные игры

  • различные тематические игрушечные наборы, соответствующая мебель, декорации;
  • ширма, куклы для различных видов кукольного театра, экран и светильник для теневого театра, фланелеграф;
  • аппаратура для музыкального сопровождения постановок;
  • вешалка с костюмами для переодевания, зеркало, различный реквизит

Музыкальный уголок

  • стеллаж с музыкальными инструментами: гармошка, металлофон, барабан, бубен, балалайка, свистулька, дудочки, погремушки;
  • музыкальные игрушки, микрофон;
  • портреты композиторов;
  • магнитофон для прослушивания музыкальных произведений;
  • набор шумовых коробочек;
  • музыкально-дидактические игры

Уголок уединения

  • ширма;
  • стул и стол;
  • раскраски, карандаши;
  • игровой материал
Уголок творчества
  • бумага разного формата, разного тона;
  • цветные карандаши, краски, кисти, пластилин, ножницы с закругленными концами, клей, салфетки для аппликации, восковые карандаши, глина;
  • бросовый материал для ручного труда: крышки, обертки, проволока, обрезки, кусочки тканей;
  • место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей;
  • произведения народного искусства с рисунками или фотографиями декоративно-прикладного искусства, например, альбомы «Золотая хохлома», «Гжель», «Дымка» и другие;
  • произведения живописи

Чтение и рассматривание иллюстраций

  • книжная полка или витрина;
  • детская художественная литература в соответствии с возрастом детей;
  • материалы о художниках-иллюстраторах;
  • портреты поэтов, писателей;
  • книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки

Прием пищи

  • столы и стулья по количеству детей в группе с учетом их роста
Уголок безопасности
  • ярко оформленные телефоны спасательных служб;
  • игрушечные машины спецслужб;
  • стенд с изображениями, что надо делать в опасных ситуациях;
  • набор для игр по изучению правил дорожного движения

Уголок познавательно-исследовательской деятельности

  • емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;
  • коллекции: грунт, камни, минералы, семена, крупы;
  • емкости для измерения, исследования и наблюдения, лупы, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики;
  • набор для экспериментирования двух—трех размеров и разной формы, переливания и вылавливания, тонущие, плавающие игрушки и предметы;
  • защитная одежда для детей — фартуки, халатики, нарукавники

Учебный уголок

  • «визитная карта группы»;
  • уголки для дежурных, оборудование трудовой деятельности;
  • иллюстрации с изображением возраста и пола, детей разных национальностей;
  • иллюстрации, фотографии, изображающие развитие человека: младенец – школьник — молодой человек, возрастные и гендерные особенности во внешнем облике людей, особенности многообразия социальных ролей, взрослые;
  • игры математического содержания;
  • счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки;
  • комплекты цифр и математических знаков;
  • наборы геометрических фигур для магнитной доски;
  • наборы объемных геометрических фигур;
  • пособия и материалы по подготовке к школе: глобус, географические карты;
  • циферблат часов, календарь по временным отношениям;
  • картинки с изображением космического пространства, планет;
  • пособия для нахождения сходства, иллюстрации с изображением бытового, производительного, обслуживающего труда;
  • разнообразные профессии людей;
  • одежда, головные уборы, обувь, постельное белье, транспорт, предметы бытовой техники, мелкая и крупная геометрическая мозаика

Уголок речевого развития

  • наборы предметных и сюжетных альбомов, иллюстраций, открыток по разным темам;
  • пособия для речевого развития;
  • игры по развитию речи;
  • пособия и материалы по подготовке к обучению грамоте

Скачать таблицу

 Чем наполнить развивающую среду 

В подготовительных группах необходим широкий спектр тематических творческих и подвижных игр, опытов и экспериментов. Поэтому развивающая среда должна быть наполнена объектами, которые будут максимально развивать творчество детей, их познавательную деятельность в играх, экспериментировании, общении друг с другом. Дети 6–7 лет уже имеют достаточный жизненный опыт, наблюдательны и могут сами изменять игровое пространство в группе. Посоветуйте педагогу привлекать дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.

Как подобрать игровой материал 

В этом возрасте дети примеряют на себя разные роли, отсюда игры в сюжетно-ролевые игры, например, «дочки-матери», в магазин, в доктора, парикмахера. Дети начинают активно играть друг с другом. В 6–7 лет эта детская деятельность представлена не простыми действиями с игрушками, а забавами-манипуляциями, требующими от ребенка приложения имеющегося игрового и социального опыта. Атрибутика для игр должна быть более детализированной, приближена к реальной жизни. Так, для игры в «дочки-матери» необходимо иметь разнообразные приспособления для приготовления пищи, все необходимое для правильной сервировки стола, бытовые приборы. Какие игрушки должны быть в подготовительной группе, смотрите в примере.

Пример

Рекомендуемые игрушки для подготовительной группы

  • игрушки-персонажи: куклы, фигурки людей, животных;
  • игрушки-предметы: посуда, игрушечные инструменты;
  • разного рода транспортные игрушки;
  • дидактические обучающие игры и игрушки: пирамидки, вкладыши, мозаики, головоломки;
  • игры с правилами;
  • настольно-печатные игры и материалы: разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов, детское домино, настольные игры типа лото;
  • материалы для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные и другие предметы.

Игрушки в игровой деятельности — основа для сюжетной и ролевой игры. Основные материалы игровой деятельности:

  • «Предметы оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия, например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль;
  • «Игрушки — персонажи» — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, персонажа, например, белая шапочка врача, каска пожарника, жезл полицейского;
  • «Маркеры игрового пространства» — это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит, например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса.

Также в этом возрасте дети проявляют внимание к познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, выделяет родовидовые, причинно-следственные, пространственно-временные характеристики. Игрушки познавательно-исследовательской деятельности формируют речь, внимание и мышление ребенка. Порекомендуйте воспитателю подобрать игрушки разных типов.

Развитию познавательно-исследовательской деятельности детей способствуют игрушки, которые развивают:

  • интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
  • воображение и творческую активность;
  • формируют представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира по форме, цвету, размеру материалов.

С помощью игрушек предметной деятельности ребенок учится выделять признаки предмета, его формы и размеры. Определять, из какого материала они сделаны, а также как они могут быть применены в любой сфере обучения и жизни.

В 6–7 лет у детей развивается наглядно-схематическое мышление. Чтобы среда в группе стимулировала его развитие, посоветуйте воспитателю пополнять пространство группы соответствующими материалами. Например, разместить для детей в центре элементарного экспериментирования схемы-алгоритмы, как проводить самостоятельные опыты в группе и на участке в разное время года. В центре творчества посоветуйте педагогу оформить схемы-алгоритмы рисования, лепки и аппликации.

Дети этого возраста проявляют интерес к конструированию. Поэтому в группе должны быть разнообразные конструкторы: напольные, настольные из различных материалов, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности.

У дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Посоветуйте воспитателю включить в среду группы школьную атрибутику, например, ранцы, обучающие тетради, линейку, ручку и карандаш, колокольчик для звонка. Разместить книги, в которых рассказывается о школьной жизни.

Как оформить паспорт РППС

Чтобы помочь воспитателям конструировать и наполнять развивающую среду, порекомендуйте оформить паспорт РППС. В него внесите перечень игровых пособий и оборудования. Паспорт педагоги могут использовать для самоаудита, чтобы проверить, какие объекты среды есть у них в группе, а какие – отсутствуют.

Требований по оформлению паспорта нет. Педагоги разрабатывают для возрастной группы его самостоятельно. Воспользуйтесь готовым образцом паспорта РППС подготовительной к школе группы.

В образце наименование и количество игрушек в паспортах указано с учетом методических рекомендаций по организации РППС, разработанных специалистами ФИРО. При использовании образца заполняйте по факту наличия игрового материала и оборудования.