Редакция от 1 дек 2016
В рекомендации – основные требования к РППС детского сада и инструкции, как организовать пространство в группах, вне них и оформить территорию. Также есть шаблоны, чтобы описать РППС в ООП и готовые образцы карт контроля РППС.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды. В РППС входит групповое пространство, межгрупповое пространство и территория детского сада.
РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством – помещениями, участком, территорией, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста (п. 3.2 примерной ООП ДО). РППС строится в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа развития детей и с учетом охраны и укрепления их здоровья (п. 3.6.3 ФГОС ДО).
Основные требования к РППС устанавливает ФГОС ДО (п. 3.3.4 ФГОС ДО). Смотрите их в таблице.
Чтобы организовать групповое пространство РППС, используйте мобильные центры детской активности и зонирование.
К функциональным значениям оборудования пространства детского сада относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Педагогу сложно изменить цвет интерьера стен. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, игрушки, картины и постеры в рамах, передвижное оборудование.
Мобильный центр детской активности – это передвижной оборудованный комплекс. Его наполнение зависит от педагогических задач.
Основа мобильного центра – передвижные модули: полки, стеллажи, контейнеры с колесиками. Такую мебель выкатывают от стен или подоконников во время использования и убирают обратно, чтобы освободить место для игр.
Когда организуете РППС в группах, учитывайте принцип интеграции образовательных областей. Цель интеграции – объединить знания из разных областей. Так воспитанники будут целостно воспринимать то, что они изучают, и сразу же проверять на практике. Интеграция делает занятия практико-ориентированными. Центры детской активности с
Передвижное оборудование наполняют развивающими игровыми материалами с учетом возраста детей группы. Наполнение мобильных центров меняют в зависимости от текущих воспитательно-образовательных задач: тематики ООД, тематики игр, мероп
При хранении игрового материала должны соблюдаться следующие условия:
Мягкие игрушки для детей дошкольного возраста используют только в качестве демонстрационных пособий (п. 2.11.2 СП для детского сада и школы)
Если нет возможности поменять наполнение, меняют местоположение игрового оборудования и инвентаря. При постоянной и целенаправленной смене элементов РППС дети начинают относиться к пространству с любопытством. Это стимулирует их познавательную активность.
Второй способ оформить РППС в группе – зонирование. В примере смотрите, какие зоны традиционно выделяют.
Выделение зон и организация центров активности не противоречат друг другу. Размещайте мобильные центры в рабочей и активной зонах, а зону спокойствия оставьте для отдыха.
Создайте в спокойной зоне «Уголок настроения»
Заведите правило, по которому ребенок может показать свое настроение с помощью смайликов или фигурок. Для этого ему надо выставить фигурку на установленное место или зафиксировать смайлик на доске. «Уголок настроения» поможет сформировать у дошкольников первичные навыки рефлексии, а воспитателю позволит контролировать, какие эмоции у воспитанников преобладали. Так воспитатель может оценить, насколько комфортно ребенку в детском саду.
К межгрупповому пространству РППС относят:
Чтобы оформить межгрупповое пространство, подойдут
Оборудование и материалы, которыми наполняют РППС групп и межгруппового пространства, проверьте на соответствие требованиям безопасности
Стендовую наглядность различают по назначению: информация для родителей и средства наглядности, которые попадают в зону внимания воспитанников.
В наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников, включайте детские поделки и рисунки, а также образовательно-развивающие плакаты. Например, по правилам безопасного поведе
Еще один вариант оформления стендовой наглядности – тематические стены. Их можно посвящать памятным датам, проектной работе. В этом случае к оформлению привлекайте воспитателей, детей и родителей. Пример такого оформления межгруппового пространства смотрите ниже.
В МБДОУ №31 Краснодарского края педагогический коллектив оформил вместе с родителями стену в коридоре детского сада. Такая стена – один из способов подвести итоги реализации проекта «Мы помним, мы гордимся» ко Дню Победы. Воспитанники принесли в детский сад портреты своих прадедов и прабабушек, которые служили во время Великой Отечественной войны. Родители и сотрудники детского сада раскрасили одну из стен коридора в цвета георгиевской ленты.
Выставки могут быть временными и постоянно действующими. Временные выставки посвящают:
Постоянно действующие выставки организуйте как мини-музеи, панорамы, центры. В этом случае лучше выделить под выставку отдельное помещение или часть помещения.
В детском саду организована стационарная выставка – мини-музей «Русская изба». Выставка представляет собой макет деревенской избы с настоящими предметами старины: самоваром, домоткаными половиками, рушниками, лаптями, кухонной утварью, предметами одежды.
В мини-музее педагоги рассказывают дошкольникам, как жили предки, чем они занимались, во что одевались, что ели и пили, во что играли. Знакомят с русскими пословицами и поговорками, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Обязательный элемент «посиделок» – чаепитие возле самовара.
Зонирование территории отличается от зонирования группы материалами, с помощью которых зоны выделяют, и педагогическим назначением в
Зоны на территории могут быть как небольшими, локальными, так и протяженными. Пример локальной зоны – клумба «Садовые цветы», протяженной – тропа здоровья, детская лыжня, экологическая тропа. Подробнее о том, как организовать на территории детского сада экологическую тропу, читайте в рекомендации.
С зонами на территории детского сада можно связать тематические уголки в группах. Пример, как включить в зону тематический уголок, смотрите ниже.
В зоне «Метеорологическая станция» дети под руководством воспитателей проводят наблюдения за изменениями погоды. Такая зона помогает познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, способами обработки их показаний, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучить микроклимат территории детского сада. У детей в ходе ООД развиваются умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Работа продолжается не только на метеостанции, но и в группе – в тематическом уголке природы. После наблюдений на метеостанции вместе с воспитателем дети заполняют календарь природы, рисуют, проводят опыты, делают прогноз погоды на текущий день, неделю, месяц. Тематический уголок природы в группе – часть зоны «Метеостанция» на участке.
Тематические уголки различной направленности помогают реализовать принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления, например, о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки природного материала, постигают значение нравственных ценностей к труду взрослых.
Благодаря разнообразию тематических уголков также выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. На прогулке дети могут закрепить все те знания, которые они приобрели во время ООД в тематическом уголке в группе.
Тематические уголки на территории могут быть двух типов. Различают:
Чтобы РППС эффективно функционировала, организуйте методическую работу с воспитателями. Привлекайте воспитателей к проектированию РППС. Для этого создавайте рабочие группы. Задачи рабочим группам ставьте исходя из потребностей детского сада. Варианты задач смотрите в примере.
Если необходимо обновить наполнение мобильных центров детской активности, то ставьте задачу изучить опыт других образовательных организаций и рынок товаров для оснащения детских садов. К
Если необходимо перестроить характер взаимодействия с воспитанником в рамках РППС, то ставьте задачу сформулировать новые принципы организации деятельности воспитанников средствами РППС. Такие принципы впоследствии включайте в описание РППС в организационном разделе ООП ДО. К примеру, принцип открытости культуре, когда элементы культуры: живописи, литературы, музыки – органически входят в дизайн группового или межгруппового пространства РППС.
Организуйте внутрисадовские мероприятия по повышению компетентности воспитателей по вопросам РППС. Это могут быть:
Чтобы организовать смотр-конкурс, составьте положение. Готовые образцы положений для смотров-конкурсов организации РППС смотрите в справочнике.
Инициируйте участие воспитателей в мероприятиях регионального и федерально
Приказом департамента образования Москвы от 19.06.2014 № 461 «О формировании инновационной образовательной среды» одной из номинаций стал проект «Интеллектуально-мотивирующая среда дошкольного образования». Ведущий критерий конкурсного отбора – возможность среды влиять на первичные представления воспитанников о себе и других людях, развивать у воспитанников навык устной речи на основе овладения литературным языком своего народа.
Чтобы определить, какие профессиональные дефициты есть у воспитателей в организации РППС, воспользуйтесь анкетой. С ее помощью оцените, как воспитатели организовали РППС и что могут приложить, чтобы улучшить предметно-пространственную среду.
Чтобы спланировать адресную методическую помощь по частным вопросам РППС, используйте экспертные карты, наприме
Опишите РППС в организационном разделе ООП ДО наряду с календарным графиком и режимом дня (п. 2.11.3 ФГОС ДО). Структурируйте описание по формам организации РППС: мобильные центры, зоны, уголки. Опишите оснащение:
Перед тем как фиксировать оснащение, дайте краткую вводную характеристику среды с учетом концепции РППС в вариативной комплексной программе, которую вы используете в дополнение к примерной ООП ДО. Смотрите пример формулировки.
Развивающая предметно-пространственная среда организована с целью опосредованного обучения, при котором:
Развивающая предметно-пространственная среда стимулирует процессы саморазвития ребенка, его творческую самостоятельность.
Перечислите общий состав и наполнение мобильных центров. Смотрите пример описания в таблице.
Оборудование, инвентарь, материалы для мобильных центров детской активности должны соответствовать тому, что вы указываете в материально-техническом обеспечении ООП
Пропишите, какие зоны выделены в разных возрастных группах. Отразите наполнение зон оборудованием, инвентарем, материалами. Как и при описании мобильных центров детской активности, указывайте только то, что представлено в перечне материально-технического обеспечения ООП.
Пропишите оборудование территории детского сада как части РППС: оборудование и инвентарь зон; наполнение тематических уголков. Опишите оборудование территории так же, как описание зон группового пространства.
Да, компьютерное оборудование – элемент РППС.
Это отмечено в примерной ООП дошкольного образования (
Компьютерное оборудование используют:
Рекомендовано при наличии возможности подключать групповые и иные помещения к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр (п. 3.2 примерной ООП ДО, одобренной решением федерального УМО по общему образованию: протокол от 20.05.2015 № 2/15).
Отдельные вариативные комплексные программы, например программа «Истоки», содержат в описании РППС перечень интерактивных музыкальных игрушек.
Чтобы помочь воспитателям конструировать и наполнять развивающую среду, порекомендуйте оформить паспорт РППС. В него внесите перечень игровых пособий и оборудования. Паспорт группы воспитатели могут использовать для самоаудита, чтобы проверить, какие объекты среды есть у них в группе, а какие – отсутствуют.
Единых требований к оформлению паспорта нет. Педагоги разрабатывают его для возрастной группы самостоятельно. Воспользуйтесь готовыми образцами паспортов РППС групп.
В образцах наименование и количество игрушек указано с учетом методических рекомендаций по организации РППС, которые разработали специалисты ФИРО. Когда будете использовать образец, внесите в него количество игровые материалы и оборудование по факту наличия.