30.09.2021
Особенности развития
речи детей дошкольного возраста
Речь ребенка
формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от
достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и
обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является
врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (от греч. ontos —
сущее, genesis — происхождение, развитие) – индивидуальное развитие организма
от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и
умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение
ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется
рядом черт, общих для всех детей.
Кроме того, нужно четко
представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный
скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.
Знание закономерностей
речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений
речи.
Исследователи выделяют
разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют,
указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев
прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи,
словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд
периодов.
Г.Л. Розенгард-Пупко
выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2
лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев
устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й – подготовительный
– до одного года;
2-й – преддошкольный
этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й – дошкольный – до 7
лет;
4-й – школьный.
Итак, первый этап –
подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).
С момента рождения у
ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки
от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких
и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного,
голосового, артикуляционного.
Через две недели можно
уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает
плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его
уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать
голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже
реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.
Около 2 мес. появляется
гуление и к началу 3-го мес. – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и
т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 мес. ребенок слышит
звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать.
Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению
двигательного навыка.
С 6 мес. ребенок путем
подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя,
па-па-па и др.).
В дальнейшем путем
подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только
фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии
малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или
действиями (тик-так, дай-дай, бух).Но в это время он еще реагирует
на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает
образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7 – 9 мес.
ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные
сочетания звуков.
С 10 – 11 мес.
появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации
говорящего).
В это время особо
важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка
(правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года
жизни появляются первые слова.
Второй этап –
преддошкольный (от одного года до 3 лет).
С появлением у ребенка
первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления
активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции
окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова.
При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка
носят обобщенно – смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием
он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может
означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или
слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа,
подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или
по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь
называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами,
мимикой.
С полутора лет слово
приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного
объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и
3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что
различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят
разные количественные данные о росте словаря детей.
Значения слов становятся
все более определенными.
К началу 3-го г. жизни
у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала ребенок
выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без
согласования («Мама, пить мамуле Тата» —Мама, дай Тате попить
молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов
в предложении.
К 2 г. дети практически
овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен
существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные
окончания.
В это время понимание
речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап –
дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольном этапе у
большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно
обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков , реже –
дефекты смягчения, озвончения.
На протяжении периода
от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за
собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях.
Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период
продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4
– 6 г. достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во
многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова,
например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать
из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п.
Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у
ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка,
способность к словотворчеству.
К.Д. Ушинский придавал
особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку
место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в
предложении.
Параллельно с развитием
словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети
овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение
содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению
структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются
сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го г. жизни
пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная
форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я
куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 г. жизни дети
относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали:
разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой - нибудь умный и хитрый дяденька
купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста
высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на
вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте
дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 –
50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных
видов речи – монологической речью.
В этот период
значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает
дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные
и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 г. в норме ребенок
должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано
фонематическое восприятие.
К этому же времени
заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит
совсем чисто.
На протяжении
дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная,
обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала
при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь
событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап –
школьный (от 7 до 17 лет).
Главная особенность
развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее
сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают
грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом
принадлежит новому виду речи – письменной речи.
Итак, в школьном
возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и
различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Разумеется, указанные
этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в
последующий.
Для того чтобы процесс
речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы
определенные условия. Так, ребенок должен:
- быть психически и
соматически здоровым;
- иметь нормальные
умственные способности;
- иметь нормальный слух
и зрение;
- обладать достаточной
психической активностью;
- обладать потребностью
в речевом общении;
- иметь полноценное
речевое окружение.
Нормальное
(своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно
усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.
Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием
мышления. [Филичева 1989: 22-26]
В психической жизни
человека речь выполняет ряд функций: а)функцию обозначения окружающих человека
предметов и явлений, б) функцию обобщения (обозначая воспринимаемое явление в
слове, человек абстрагируется от ряда конкретных его признаков и закрепляет в
слове общее, характерное для них, например, в слове дерево включено то общее,
что характерно для березы, ели, липы и др.); в) функцию общения
(коммуникативную); при помощи речи человек передает другим свои знания, мысли и
одновременно выражает свое отношение к сообщаемому, свои эмоции, этим
передающий может воздействовать на слушателей, побуждая их к тому или иному
действию. [Правдина 1973: 272]