Адаптированная образовательная программа для детей с УО (интеллектуальными нарушениями)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная
образовательная программа дошкольного образования для ребенка с легкой
умственной отсталостью (УО) (интеллектуальными нарушениями) муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «Юшалинский детский сад №
11 «Колокольчик» (далее Программа) – стратегия психолого- педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка
старшего дошкольного возраста (6 -7 лет) c УО.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 07.05.2013 N
99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом
Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования»;
-
Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Уставом
ДОУ;
- Основной
образовательной программой дошкольного образования (утверждённой приказом
заведующего МАДОУ Юшалинский детский сад № 11 «Колокольчик» приказ № от 27
августа 2020 года);
- Примерной адаптированной основной
образовательной программой дошкольного образования для детей
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 07.12.2017 г.
№ 6/17;
- коррекционной программы:
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей
с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.,
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка Программа
ориентирована на сохранение уникальности и самоценности детства при любых
вариантах его развития. Уважение личности всех субъектов образовательного
процесса – основа реализации Программы.
Данная Программа
соответствует требованиям Стандарта, адресована участникам образовательных
отношений, участвующим в обучении и воспитании ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и охватывает все основные образовательные
области Программа предназначена для проведения коррекционно- педагогической
работы с воспитанником в возрасте 6-7 лет, с учетом особых образовательных
потребностей и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.
Программа направлена на
создание условий развития ребенка с умственной отсталостью, открывающих
возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
Программа отражает
современное понимание процесса воспитания и обучения ребенка дошкольного
возраста, основывающееся на психолого-педагогических и медико- социальных
закономерностях развития детства.
1.1.1. Цели и задачи Программы
Программа создана в рамках
Стандарта и закрепила существование специфических подходов к обучению и
воспитанию детей раннего и дошкольного возраста с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основные задачи Программы – создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование
положительных личностных качеств, всестороннее развитие психических и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование
предпосылок к учебной деятельности и самостоятельности в быту, обеспечение
безопасности жизнедеятельности ребенка.
Особое внимание в Программе уделяется
сохранению и укреплению здоровья детей, формированию ориентировки в жизненных
ситуациях, уважения к традиционным ценностям, условий для коррекции высших
психических функций и формирования всех видов детской деятельности, формированию
способов и приемов взаимодействия детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с миром людей и окружающим их предметным миром.
Эти задачи реализуются в процессе создания
условий для осуществления коррекционной направленности всего процесса
воспитания и обучения детей обозначенной категории:
· создание в группах атмосферы гуманного и
доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет раскрыть
потенциальные возможности каждого ребенка, растить их доброжелательными к
людям;
· создание условий для формирования разнообразных
видов детской деятельности для включения каждого ребенка в социальное
взаимодействие со сверстниками;
· уважительное отношение к результатам детского
труда;
· единство требований к воспитанию детей в
условиях дошкольной образовательной организации и семьи;
· преемственность задач в содержании образования
и воспитания дошкольной образовательной организации и начальной школы.
Решение вышеуказанных в Программе цели и задач
воспитания возможно только при систематической и целенаправленной
поддержке ребенка педагогами и
специалистами, оказании ему эмоциональной помощи в период адаптации к
дошкольной образовательной организации.
Программа в соответствии со Стандартом базируется на следующих постулатах:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства –
понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе,
без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем,
что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данных возрастных
групп, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка, в соответствии с пунктом 1.2.
Стандарта.
Профессиональное применение представленной Программы способствует решению
следующих задач:
1) охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей детям в части максимально возможного
индивидуального развития в период дошкольного детства независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей;
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней на всех
возрастных этапах детского развития;
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; формирование
предпосылок учебной деятельности;
7) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим, эмоциональным и физиологическим особенностям
детей;
8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей (п.1.6 Стандарта).
В соответствии с требованиями Стандарта Программа
имеет четкую структуру, опирающуюся на примерную основную образовательную
программу дошкольного образования, описывает условия реализации и содержит
описание планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного
образования в виде.