АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение Юшалинский детский сад № 11 «Колокольчик»
(далее – МАДОУ) самостоятельно разрабатывает, утверждает, и реализует
адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников.
В группах общеразвивающей направленности
осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие
речи), от 5 до 7-ми(8) лет.
Программа разработана с учетом
специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего
образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО) и Примерной адаптированной основной образовательной
программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи
(одобренной решением федерально-методического объединения от 07.12.2017
Протокол № 6/17), (далее – ПрАООП ДО для детей с ТНР).
Программа реализуется на государственном
языке Российской Федерации (русский), в течение
всего времени пребывания детей в
МАДОУ. Срок реализации Программы – 3 года.
Содержание Программы в
соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный
и организационный. Каждый раздел включает часть Программы, формируемую
участниками образовательных отношений.
Целевой раздел Программы включает
пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет
ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые
результаты ее освоения в виде целевых ориентиров, развивающее оценивание
качества образовательной деятельности по реализации Программы.
Содержательный раздел Программы включает
описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям
(представленными модулями образовательной деятельности):
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей (коррекционную программу).
Программа предполагает:
- конкретизацию планируемых
результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с учетом
особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений;
- дополнение содержательного
раздела направлениями коррекционно - развивающей работы, способствующей
квалифицированной коррекции недостатков речеязыкового развития детей,
психологической, моторно-двигательной базы речи, профилактике потенциально
возможных трудностей в овладении грамотой и обучении в целом;
- определение содержания
программы коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с учетом
структуры дефекта, с обоснованным привлечением комплексных, парциальных
программ, методических и дидактических пособий и иных содержательных ресурсов,
предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые
нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта;
- конкретизация и дополнение
пунктов организационного раздела с учетом изменений, необходимых для
эффективной работы с детьми с ТНР в части планирования образовательной
деятельности, обеспечения психолого-педагогических условий развития детей,
режима и распорядка дня, кадрового обеспечения, оформления предметно- развивающей
среды.
Программа опирается на
использование специальных методов, привлечение специальных комплексных и
парциальных образовательных программ, специальных методических пособий и дидактических
материалов. Реализация Программы подразумевает квалифицированную коррекцию
нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и индивидуальных
занятий.
Коррекционная программа:
- является неотъемлемой частью,
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей
дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- обеспечивает достижение
максимальной коррекции нарушений развития;
- учитывает особые
образовательные потребности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями
речи.
Программа обеспечивает планируемые
результаты дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в виде
целевых ориентиров в условиях дошкольных образовательных групп общеразвивающей
направленности.
В Организационном разделе Программы
представлены условия, в том числе материально-техническое обеспечение,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной
развивающей образовательной среды, а также психолого- педагогические, кадровые
условия реализации Программы.
Программа также содержит рекомендации по
развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и
психологической диагностики развития детей, а также качества ее реализации.
Система оценивания качества реализации Программы направлена в первую очередь на
оценивание созданных МАДОУ условий внутри образовательного процесса.
В каждом разделе Программы кроме
обязательной части представлена часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений.
1.1.1 Цели и задачи реализации
адаптированной основной образовательной
программы дошкольного
образования
Программа способствует реализации прав
детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей
каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и
физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей
и интересов.
Целью Программы является
проектирование социальной ситуации развития, осуществление
коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно- пространственной
среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку
индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с
ОВЗ), в том числе с инвалидностью.
Доступное и качественное образование детей
дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач:
– реализация адаптированной
основной образовательной программы;
– коррекция недостатков
психофизического развития детей с ТНР;
– охрана и укрепление физического
и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей
для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо
от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий
развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с
ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры
личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной
среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с
ТНР;
– обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей с ТНР;
– обеспечение преемственности
целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
При разработке и конструировании
адаптированной основной образовательной программы используются комплексные
образовательные программы, соответствующие ФГОС ДО.