Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования (далее —АОП ДО, Программа) для обучающихся с тяжёлыми
нарушениями речи (далее — обучающиеся с ТНР, АОП ДО для
обучающихся с ТНР) Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «»Юшалинский детский сад № 11 «Колокольчик» (далее МАДОУ, ДОУ,
Организация) — это образовательная программа, адаптированная для обучения
дошкольников старшего возраста (5-7 лет) с ТНР с учётом особенностей
их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утверждён приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384;
в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный №
72264) (далее — ФГОС ДО) и Федеральной адаптированной образовательной
программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства
просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрирована в
Минюсте России 27 января 2023 г. регистрационный № 72149) (далее —
ФАОП ДО).
АОП ДО для обучающихся с ТНР
разработана и утверждена организацией, осуществляющей образовательную
деятельность с учётом следующих нормативных документов:
- Закон
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г.;
- ФЗ от
24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ
Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155
«Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного
образования» (далее — ФГОС ДО, Стандарт);
- Приказ
Министерства Просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам — образовательным программам
дошкольного образования»;
- Приказ
Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1022 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
- Конвенция
ООН о правах ребёнка (1989);
- Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»(зарегистрирован
Минюстом России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
- Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный
№ 62296);
- Распоряжение
Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 г.
№ Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании
логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность» (ред. от 06.04.2021).
АОП ДО для обучающихся с ТНР
составлена с учётом требований ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ (в виде
ссылок) и ФГОС ДО, с использованием Комплексной
образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (автор Нищева
Н. В.)[1]
АОП ДО для обучающихся с ТНР
предназначена для всех педагогов (учитель-логопед, педагог-психолог,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре)
и воспитателей, которые непосредственно работают с обучающимися старшего
дошкольного возраста (5-7 лет) в группах общеразвивающей направленности для
детей с ТНР, и определяет содержание образования, ожидаемые
результаты и условия её реализации.
АОП ДО для обучающихся с ТНР
реализуется в течение всего времени пребывания дошкольников в группе, срок
реализации составляет 2 года с учётом возрастных особенностей детей и
тяжести речевого дефекта. Программа реализуется на государственном (русском)
языке Российской Федерации (согласно п. 1.9. ФГОС ДО).
Программа может корректироваться в
связи с существенными изменениями:
- образовательной
политики государства и нормативно-правовой базы дошкольного образования
различного уровня (федерального, регионального, муниципального);
- образовательного
запроса и возможностей участников образовательных отношений;
- видовой
структуры групп и контингента детей;
- межсетевого
взаимодействия;
- условий
финансирования;
- материально-технических
и кадровых возможностей учреждения.
1.1.1. Цель реализации Программы: обеспечение
условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ТНР,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию
и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся
дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования,
обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие
личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно -
нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
1.1.2. Задачи Программы:
- реализация
содержания АОП ДО;
- коррекция
недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
- охрана
и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том числе
их эмоционального благополучия;
- обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
- создание
благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим
работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование
общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок
учебной деятельности;
- формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучающихся с ТНР;
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение
их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации),
охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
- обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования.
1.1.3. Принципы
Программы:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного
этапа в общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и
гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников Организации и
обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических
работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип
предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов
дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Специфические принципы и подходы
к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР:
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации,
образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в
развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские
отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и
лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или)
медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи).
2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования
обучающихся с ТНР: предполагает такое
построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для
индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы,
способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает,
что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности
с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует
развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных
областей: в соответствии со
Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся посредством различных
видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не
означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по
отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между
отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся
с ТНР тесно связано с речевым и социально - коммуникативным, художественно-эстетическое
- с познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой
области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного
процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР дошкольного
возраста;
5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств
реализации и достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают
инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна
разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за
Организацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора
образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся,
их
1.2. Планируемые результаты.
Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР.
В соответствии со Стандартом
специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования
делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены
в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу
дошкольного образования.
Реализация образовательных целей
и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного
образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с
ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на
разных возрастных этапах дошкольного детства.
В соответствии с особенностями
психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения
Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.
К концу данного возрастного этапа
ребенок:
1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и
явлениях окружающего мира;
3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики,
многозначные;
4) умеет
подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;
6) составляет различные виды описательных рассказов (описание,
повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности
высказывания, составляет творческие рассказы;
7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен
осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом
речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического
синтеза;
8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой
анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с
открытыми слогами, односложных);
9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
10) владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении,
конструировании;
11) выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно
и устойчиво взаимодействует с детьми;
12) участвует в коллективном создании замысла в игре и на
занятиях;
13) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя
внимание к собеседнику;
14) регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами
и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения
партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
15) отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и
педагогическим работником, стремится к самостоятельности, проявляет
относительную независимость от педагогического работника;
16) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий,
наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом,
народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами;
17) использует в процессе продуктивной деятельности все виды
словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного
планирования деятельности;
18) устанавливает причинно-следственные связи между условиями
жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на
основе наблюдений и практического экспериментирования;
19) определяет пространственное расположение предметов
относительно себя, геометрические фигуры;
20) владеет элементарными математическими представлениями:
количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1 -9, соотносит их с количеством
предметов, решает простые арифметические задачи устно, используя при
необходимости в качестве счетного материала символические изображения;
21) определяет времена года, части суток;
22) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы,
экспериментирует);
23) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по
иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание
которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;
24) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных
картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
25) составляет с помощью педагогического работника небольшие
сообщения, рассказы из личного опыта;
26) владеет предпосылками овладения грамотой;
27) стремится к использованию различных средств и материалов в
процессе изобразительной деятельности;
28) имеет элементарные представления о видах искусства, понимает
доступные произведения искусства (картины,
иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку,
художественную литературу, фольклор;
29) проявляет интерес к произведениям народной, классической и
современной музыки, к музыкальным инструментам;
30) сопереживает персонажам художественных произведений;
31) выполняет основные виды движений и упражнения по словесной
инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также
разноименные и разнонаправленные движения;
32) осуществляет элементарное двигательное и словесное
планирование действий в ходе
спортивных упражнений;
33) знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с
элементами спорта;
34) владеет элементарными нормами и правилами здорового образа
жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек).
[1]Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа
дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное
в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО
"ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2021. – 240 с.